«МЕСТО ВСТРЕЧИ – ОСТРОВ КЛАССИКИ». Интервью с заслуженным работником культуры Украины, протоиереем Игорем Собко | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
«МЕСТО ВСТРЕЧИ – ОСТРОВ КЛАССИКИ». Интервью с заслуженным работником культуры Украины, протоиереем Игорем Собко
«МЕСТО ВСТРЕЧИ – ОСТРОВ КЛАССИКИ». Интервью с заслуженным работником культуры Украины, протоиереем Игорем Собко
1 лютого 2009, неділя
Поширити у Facebook

Интервью с протоиереем Игорем Собко редакция нашего портала провела в Днепропетровске в предверии 7 концерта в рамках проекта «Место встречи – Остров классики».

В настоящем интервью Отец Игорь поделился информацией о самом проекте, идеи его создания и главных целях.В беседе также были затронуты вопросы духовности в современной культуре.

Игорь Собко

Отец Игорь, расскажите,пожалуйста, немного о музыкальном проекте – «Место встречи – Остров классики». Его основные цели и идеи.


Сегодня проводится много концертов популярной и современной музыки. Что же касается концертов классической музыки, то мы ощущаем дефицит не только в концертах, но и в мастерстве и качестве исполнения. Но всё же жизнь жительствует, а музыка звучит! Душа наша питается молитвой, а хорошая музыка приносит душевную радость и возможность соприкоснуться с прекрасным. Ведь хорошая музыка, как прекрасно написанная картина, не нуждается в комментариях, во всём этом мы видим талант и гениальность человека и руку Творца.

Для всех проектов, которые осуществляет «Лествица», цель не повторять и не дублировать работу концертных организаций. Мы имеем своё духовное виденье и свою творческую стратегию к достижению цели. Создавая такой проект как «Место встречи - Остров классики» мы решили внести нечто новое. Посмотрите, мир по своему преображается и сегодня со зрителем нужно язык, благодаря которому мы понимали бы друг друга. Название проекта, музыка и исполнение, его духовное составляющее должны заинтересовать нашего зрителя. Поэтому на наших концертах человеку предлагается два в одном: для души - прекрасная музыка, для духа - слово ведущего об основах христианской культуры.

Так какую Вы ставите перед собою цель?


Это единение нашего общества в духе прекрасного сотворчества. Что я имею ввиду? Что человек церковный, когда придёт на концерт классической музыки, он раскрывает свой кругозор и много чего интересного слышит. Но приходят ведь люди и не церковные где то процентов семьдесят зрителей не посещают храм, те которые просто любят музыку. Они привыкли посещать театры, филармонические залы, и им предлагается новая концертная площадка,
«где есть место для встречи и дискуссии и классический остров среди бурного и суетного житейского моря».

Может быть вы поделитесь какими то интересными ключевыми моментами из истории создания этого проекта?


О, если честно сказать, то моя откровенность будет слишком рискованной. Думаю всё, что мы делаем хорошего это не благодаря, а вопреки. Скорее всего такой внутренний протест всему тому, чему являемся очевидцами. Народ наш Божий – смиренный, мы ведь не будем кричать: Зачем вы эту чернуху привозите? Зачем вы развращаете нашу молодёжь? Зачем вы искажаете прекрасное и воспитываете поколение с иступлённым слухом, которое уже не различает что такое чистая интонация, что такое фальшь… Мы не можем ведь ругаться, кричать что то, проводить демонстрации возле театров запрещая предоставлять престижные сцены тому, что не имеет отношения к искусству и по большому счёту к музыке! Мы люди миролюбивые и терпеливые. Наш проект - есть альтернатива всеобщей безвкусице. И пусть это маленькая капля, но как говорят - и капля море освящает.
Игорь Собко

Наверное Вы заметили, что люди приняли этот музыкальный проект и каждый концерт – это аншлаг.

Особенность ведь нашего проекта не только в том, что люди слушают классическую музыку и получают духовную пользу, но благодаря добрым людям – меценатам, мы проводим эти концерты бесплатно. Ко мне многие обращались со словами: «Батюшка, вы ведь можете продавать билеты…» Нет, я думаю что тогда потеряется весь смысл этой идеи. Это не для заработка, это действительно для просвещения и для культурного воспитания человека, как образа Божьего. Это то, что мы можем сегодня в принципе сделать.

Что нас ожидает в следующем, седьмом концерте проекта «Место встречи – Остров классики»?


У меня часто, как у православного священника, прихожане и даже просто зрители со смущением спрашивают – почему мы часто исполняем музыку католических композиторов? Но я всегда говорю – музыка вне конфессии, вне этих границ. И не надо делать ограду для православной музыки, для католической и для других вероисповеданий.

Например пятый концерт у нас был связан музыкой Баха, шестой с музыкой Моцарта, а вот седьмой концерт мы уже хотим расположить ближе к нашим родным композиторам, что бы зритель услышал «Метель» Георгия Свиридова. Это довольно известное произведение, многие части его популярны и на слуху у зрителя. А темой концерта для духовной пользы станет слово ведущего Ивана Дяченко: « Размышления о том, что такое христианская любовь». Кстати к вышесказанному мне хотелось бы привести слова, которые принадлежат почившему патриарху Московкому и всея Руси Алексию второму:
«Выше закона может быть только любовь! Выше правды – лишь милость! И выше справедливости – лишь прощение!».

Мы знаем, что буквально уже с первого концерта этого проекта публики было столько, что она не в состоянии была поместится в малых концертных залах Днепропетровска (филармонии, органном зале). Пожалуй в Днепропетровске таких аншлагов академическая музыка ещё не встречала, неужели всё дело только в качественной рекламе?


Да, это занимает не последнее место (улыбается). Сегодня необходимо прибегать к современным медийным технологиям. Сегодня недостаточно афиши А2 для того что бы собрать зал, мне кажется это подходит только для объявлений типа: «Продам дачу» или «участок земли». Сегодня действительно скорее нужна не реклама даже, а информация серьёзная, что бы человек смог узнать. Для серьёзных и ответственных проектов есть серьёзное информационное решение, которое предстоит решать администраторам и продюсерам концертов, а это газеты, радио, телевидение, видеоролики, бигборды, ситилайты, и многое другое. Мы ведь не проводим концерт ради галочки.
Игорь Собко

А то, что касается аншлагов, я думаю мы всё же нашли ту форму, может я повторюсь, где мы никому не переходим дорогу. И мы, говоря людям – «Придите и послушайте «Реквием» Моцарта, то не просто реквием, а реквием с духовной составляющей слова, историей написания, что побудило композитора к его сочинению…», наверное даём людям как раз то, чего им действительно не хватает на других концертах, поэтому им это и стало интересно!

В том то и дело, что Вы не прибегая к известным именам, как Спиваков или Башмет, но в основном силами местными организовываете так, что посещение концертов – замечательное.


У нас не хватит денег (
смеётся) и на Спивакова и на Башмета и на других. Это действительно виртуозы и профессионалы своего дела, но мне думается нужно преуспевать не только за счёт звёзд, ведь можно устроить концерт и силами музыкантов нашего города, они то же профессионалы. На мой взгляд главное идея и концепция концерта, а всё остальное Бог управит.

Какой контингент слушателей наиболее искренне воспринимает события такого рода? Кто приходит из-за обязательств, а кто действительно что бы почерпнуть для себя что то ценное?


У нас принято ругать молодёжь, что она какая то не такая и они все обречены, а на самом деле это оказывается не так. Вы посмотрите сколько в храме сегодня молодых людей, сколько на концертах молодежи, может быть мы не до оцениваем их и не можем преподнести то, что им будет приятно и вкусно? Ведь душа от рождения христианка, и люди душой чувствуют, что такое хорошо и что такое плохо. Насмотревшись и наслушавшись то, что сейчас им предлагают с экранов телевизоров, в маршрутках и т. д., они уже наелись и действительно понимают, что всё это опустошает душу, это однодневка.

Насколько важны, на Ваш взгляд, события такого рода в Днепропетровске? С чем не в состоянии справится, к примеру – эстрадная музыка?


Я не скажу, что должны быть именно такие события. Но я скажу, что сегодня в каждом областном центре есть проблемы. Я, как бывший филармонический музыкант, прекрасно понимаю, как было престижно работать в филармонии, как шли туда музыканты, какой был конкурс. Квартиры получали, даже я получил. Это значит, что были сильные исполнители, дирижеров каких приглашали, диски записывали. А творчество без концертной деятельности, без гастролей, оно становится комнатным, а комнатное это не живое, ему не хватает кислорода.

Как пришла идея такого интересного синтеза православного просвещения и классической музыки? Как это воспринимают люди, которые приходят на концерт ради хорошей музыки, но не относятся к православию.


Во первых, я сейчас говорю от лица священника и мы не ставим никакой цели проведения концертов для воцерковления человека, это не вербовка. Это возможность наполнить содержание концерта не только музыкой но и словом. Знание истории написания произведения, жизни композитора, его вероубеждения. Если мы так серьёзно всмотримся в биографию композиторов, то большинство из них люди верующие, они себя не отделяли от церкви. Так почему бы и нам не приобщится к этой великой музыкальной сокровищнице, которая берёт своё начало из основ христианской культуры. Общество на западе, от разложения моральной нравственности, удерживает католицизм, а на востоке – православие. Это как два лёгких в организме человека. В конечном итоге от наших концертов зритель получит душевную и духовную пользу, а придёт ли он в храм – это уже дело его волеизъявления.
Игорь Собко

С какими солистами и коллективами Вы планируете дальнейшие концерты?

Пусть это не будет секретом, но мы хотели бы провести в преддверии великого поста ораторию «Страсти по Матфею» композитора, владыки Венского и всея Австрии, Иллариона Алфеева. Премьеры прошли в Америке, Риме и в Москве и мы сейчас прилагаем все усилия для того, что бы провести этот концерт в Киеве и Днепропетровске. Как получится? Как Бог даст.

Как бы вы охарактеризовали: Это концерты в проекте или же это можно будет назвать фестивалем?

Наверное это всё таки концерты в проекте, поэтому мы не случайно говорим 7-й, 8-й концерт проекта «Место встречи – Остров классики».

Насколько, по Вашему мнению, актуально появление на Украине единого интернет – ресурса академической музыки?


Вы знаете, слава Богу что есть такой проект! Наверное если бы его не было, то мы на эту тему и не беседовали. Всегда в интернете найдётся то миллионное семейство, которое будет общаться друг с другом на форуме, говорить о музыке, слушать и черпать для себя пользу. Благодаря таким «интернет – приходам», мы имеем возможность воспитывать людей, прививать что-то хорошее, рассказать и познакомить с музыкальными новинками, дать возможность сделать выбор. Уверен что это прекрасно когда у людей появится возможность говорить о классической музыке и в интернет – пространстве!

Спасибо большое - отец Игорь.

Игорь Собко и Сергей Макаоров

Беседу вел Сергей Макаров


Автор: Сергій Макаров
Фото: Олександр Кочерга



Інші:

«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
PUB290510_217.jpg