«МЕСТО ВСТРЕЧИ – ОСТРОВ КЛАССИКИ». Интервью с заслуженным работником культуры Украины, протоиереем Игорем Собко | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
«МЕСТО ВСТРЕЧИ – ОСТРОВ КЛАССИКИ». Интервью с заслуженным работником культуры Украины, протоиереем Игорем Собко
«МЕСТО ВСТРЕЧИ – ОСТРОВ КЛАССИКИ». Интервью с заслуженным работником культуры Украины, протоиереем Игорем Собко
1 лютого 2009, неділя

Интервью с протоиереем Игорем Собко редакция нашего портала провела в Днепропетровске в предверии 7 концерта в рамках проекта «Место встречи – Остров классики».

В настоящем интервью Отец Игорь поделился информацией о самом проекте, идеи его создания и главных целях.В беседе также были затронуты вопросы духовности в современной культуре.

Игорь Собко

Отец Игорь, расскажите,пожалуйста, немного о музыкальном проекте – «Место встречи – Остров классики». Его основные цели и идеи.


Сегодня проводится много концертов популярной и современной музыки. Что же касается концертов классической музыки, то мы ощущаем дефицит не только в концертах, но и в мастерстве и качестве исполнения. Но всё же жизнь жительствует, а музыка звучит! Душа наша питается молитвой, а хорошая музыка приносит душевную радость и возможность соприкоснуться с прекрасным. Ведь хорошая музыка, как прекрасно написанная картина, не нуждается в комментариях, во всём этом мы видим талант и гениальность человека и руку Творца.

Для всех проектов, которые осуществляет «Лествица», цель не повторять и не дублировать работу концертных организаций. Мы имеем своё духовное виденье и свою творческую стратегию к достижению цели. Создавая такой проект как «Место встречи - Остров классики» мы решили внести нечто новое. Посмотрите, мир по своему преображается и сегодня со зрителем нужно язык, благодаря которому мы понимали бы друг друга. Название проекта, музыка и исполнение, его духовное составляющее должны заинтересовать нашего зрителя. Поэтому на наших концертах человеку предлагается два в одном: для души - прекрасная музыка, для духа - слово ведущего об основах христианской культуры.

Так какую Вы ставите перед собою цель?


Это единение нашего общества в духе прекрасного сотворчества. Что я имею ввиду? Что человек церковный, когда придёт на концерт классической музыки, он раскрывает свой кругозор и много чего интересного слышит. Но приходят ведь люди и не церковные где то процентов семьдесят зрителей не посещают храм, те которые просто любят музыку. Они привыкли посещать театры, филармонические залы, и им предлагается новая концертная площадка,
«где есть место для встречи и дискуссии и классический остров среди бурного и суетного житейского моря».

Может быть вы поделитесь какими то интересными ключевыми моментами из истории создания этого проекта?


О, если честно сказать, то моя откровенность будет слишком рискованной. Думаю всё, что мы делаем хорошего это не благодаря, а вопреки. Скорее всего такой внутренний протест всему тому, чему являемся очевидцами. Народ наш Божий – смиренный, мы ведь не будем кричать: Зачем вы эту чернуху привозите? Зачем вы развращаете нашу молодёжь? Зачем вы искажаете прекрасное и воспитываете поколение с иступлённым слухом, которое уже не различает что такое чистая интонация, что такое фальшь… Мы не можем ведь ругаться, кричать что то, проводить демонстрации возле театров запрещая предоставлять престижные сцены тому, что не имеет отношения к искусству и по большому счёту к музыке! Мы люди миролюбивые и терпеливые. Наш проект - есть альтернатива всеобщей безвкусице. И пусть это маленькая капля, но как говорят - и капля море освящает.
Игорь Собко

Наверное Вы заметили, что люди приняли этот музыкальный проект и каждый концерт – это аншлаг.

Особенность ведь нашего проекта не только в том, что люди слушают классическую музыку и получают духовную пользу, но благодаря добрым людям – меценатам, мы проводим эти концерты бесплатно. Ко мне многие обращались со словами: «Батюшка, вы ведь можете продавать билеты…» Нет, я думаю что тогда потеряется весь смысл этой идеи. Это не для заработка, это действительно для просвещения и для культурного воспитания человека, как образа Божьего. Это то, что мы можем сегодня в принципе сделать.

Что нас ожидает в следующем, седьмом концерте проекта «Место встречи – Остров классики»?


У меня часто, как у православного священника, прихожане и даже просто зрители со смущением спрашивают – почему мы часто исполняем музыку католических композиторов? Но я всегда говорю – музыка вне конфессии, вне этих границ. И не надо делать ограду для православной музыки, для католической и для других вероисповеданий.

Например пятый концерт у нас был связан музыкой Баха, шестой с музыкой Моцарта, а вот седьмой концерт мы уже хотим расположить ближе к нашим родным композиторам, что бы зритель услышал «Метель» Георгия Свиридова. Это довольно известное произведение, многие части его популярны и на слуху у зрителя. А темой концерта для духовной пользы станет слово ведущего Ивана Дяченко: « Размышления о том, что такое христианская любовь». Кстати к вышесказанному мне хотелось бы привести слова, которые принадлежат почившему патриарху Московкому и всея Руси Алексию второму:
«Выше закона может быть только любовь! Выше правды – лишь милость! И выше справедливости – лишь прощение!».

Мы знаем, что буквально уже с первого концерта этого проекта публики было столько, что она не в состоянии была поместится в малых концертных залах Днепропетровска (филармонии, органном зале). Пожалуй в Днепропетровске таких аншлагов академическая музыка ещё не встречала, неужели всё дело только в качественной рекламе?


Да, это занимает не последнее место (улыбается). Сегодня необходимо прибегать к современным медийным технологиям. Сегодня недостаточно афиши А2 для того что бы собрать зал, мне кажется это подходит только для объявлений типа: «Продам дачу» или «участок земли». Сегодня действительно скорее нужна не реклама даже, а информация серьёзная, что бы человек смог узнать. Для серьёзных и ответственных проектов есть серьёзное информационное решение, которое предстоит решать администраторам и продюсерам концертов, а это газеты, радио, телевидение, видеоролики, бигборды, ситилайты, и многое другое. Мы ведь не проводим концерт ради галочки.
Игорь Собко

А то, что касается аншлагов, я думаю мы всё же нашли ту форму, может я повторюсь, где мы никому не переходим дорогу. И мы, говоря людям – «Придите и послушайте «Реквием» Моцарта, то не просто реквием, а реквием с духовной составляющей слова, историей написания, что побудило композитора к его сочинению…», наверное даём людям как раз то, чего им действительно не хватает на других концертах, поэтому им это и стало интересно!

В том то и дело, что Вы не прибегая к известным именам, как Спиваков или Башмет, но в основном силами местными организовываете так, что посещение концертов – замечательное.


У нас не хватит денег (
смеётся) и на Спивакова и на Башмета и на других. Это действительно виртуозы и профессионалы своего дела, но мне думается нужно преуспевать не только за счёт звёзд, ведь можно устроить концерт и силами музыкантов нашего города, они то же профессионалы. На мой взгляд главное идея и концепция концерта, а всё остальное Бог управит.

Какой контингент слушателей наиболее искренне воспринимает события такого рода? Кто приходит из-за обязательств, а кто действительно что бы почерпнуть для себя что то ценное?


У нас принято ругать молодёжь, что она какая то не такая и они все обречены, а на самом деле это оказывается не так. Вы посмотрите сколько в храме сегодня молодых людей, сколько на концертах молодежи, может быть мы не до оцениваем их и не можем преподнести то, что им будет приятно и вкусно? Ведь душа от рождения христианка, и люди душой чувствуют, что такое хорошо и что такое плохо. Насмотревшись и наслушавшись то, что сейчас им предлагают с экранов телевизоров, в маршрутках и т. д., они уже наелись и действительно понимают, что всё это опустошает душу, это однодневка.

Насколько важны, на Ваш взгляд, события такого рода в Днепропетровске? С чем не в состоянии справится, к примеру – эстрадная музыка?


Я не скажу, что должны быть именно такие события. Но я скажу, что сегодня в каждом областном центре есть проблемы. Я, как бывший филармонический музыкант, прекрасно понимаю, как было престижно работать в филармонии, как шли туда музыканты, какой был конкурс. Квартиры получали, даже я получил. Это значит, что были сильные исполнители, дирижеров каких приглашали, диски записывали. А творчество без концертной деятельности, без гастролей, оно становится комнатным, а комнатное это не живое, ему не хватает кислорода.

Как пришла идея такого интересного синтеза православного просвещения и классической музыки? Как это воспринимают люди, которые приходят на концерт ради хорошей музыки, но не относятся к православию.


Во первых, я сейчас говорю от лица священника и мы не ставим никакой цели проведения концертов для воцерковления человека, это не вербовка. Это возможность наполнить содержание концерта не только музыкой но и словом. Знание истории написания произведения, жизни композитора, его вероубеждения. Если мы так серьёзно всмотримся в биографию композиторов, то большинство из них люди верующие, они себя не отделяли от церкви. Так почему бы и нам не приобщится к этой великой музыкальной сокровищнице, которая берёт своё начало из основ христианской культуры. Общество на западе, от разложения моральной нравственности, удерживает католицизм, а на востоке – православие. Это как два лёгких в организме человека. В конечном итоге от наших концертов зритель получит душевную и духовную пользу, а придёт ли он в храм – это уже дело его волеизъявления.
Игорь Собко

С какими солистами и коллективами Вы планируете дальнейшие концерты?

Пусть это не будет секретом, но мы хотели бы провести в преддверии великого поста ораторию «Страсти по Матфею» композитора, владыки Венского и всея Австрии, Иллариона Алфеева. Премьеры прошли в Америке, Риме и в Москве и мы сейчас прилагаем все усилия для того, что бы провести этот концерт в Киеве и Днепропетровске. Как получится? Как Бог даст.

Как бы вы охарактеризовали: Это концерты в проекте или же это можно будет назвать фестивалем?

Наверное это всё таки концерты в проекте, поэтому мы не случайно говорим 7-й, 8-й концерт проекта «Место встречи – Остров классики».

Насколько, по Вашему мнению, актуально появление на Украине единого интернет – ресурса академической музыки?


Вы знаете, слава Богу что есть такой проект! Наверное если бы его не было, то мы на эту тему и не беседовали. Всегда в интернете найдётся то миллионное семейство, которое будет общаться друг с другом на форуме, говорить о музыке, слушать и черпать для себя пользу. Благодаря таким «интернет – приходам», мы имеем возможность воспитывать людей, прививать что-то хорошее, рассказать и познакомить с музыкальными новинками, дать возможность сделать выбор. Уверен что это прекрасно когда у людей появится возможность говорить о классической музыке и в интернет – пространстве!

Спасибо большое - отец Игорь.

Игорь Собко и Сергей Макаоров

Беседу вел Сергей Макаров


Автор: Сергій Макаров
Фото: Олександр Кочерга



Додати: Share on Facebook

Інші:

25 років на Волині: організатор міжнародного фестивалю про повернення «райського куточка» світового класика
От хора к театру
Вікторія Лук'янець: "Про мене кажуть: "Трудоголік, залізна конячка". Усе здобувала своїм талантом і важкою працею"
"Ти щаслива людина, якщо можеш займатися улюбленою справою" - скрипаль-віртуоз Олександр Божик про концерт в Івано-Франківську та свою творчість
Скрипаль-віртуоз Олександр Божик: "Покажу тернополянам, як за допомогою телевізійного пульта керувати оркестром"
«Мені казали, що потрібно народитися в штанях, аби стати диригентом»
Вікторія ЛУК'ЯНЕЦЬ: "Про мене кажуть: "Трудоголік, залізна конячка". Усе здобувала своїм талантом і важкою працею"
Дмитро КАЦАЛ:"Іноді з "глухарів" виростають солісти"
Анжеліна ШВАЧКА. Вдача дикої птицi
Диригент Ревакович: "Музика незалежності" відбулася завдяки синергії українських і польських установ
Володимир Сіренко про 100-річчя оркестру, класичну музику та українських композиторів
Ми плануємо довгострокові проекти з Українським культурним фондом - Моніка Гроховська
Ми є третім за віком радіо-оркестром Європи — диригент Володимир Шейко
Більшість композицій виконані творчими колективами Українського радіо — редакторка UA: Класична музика
«Виступати перед сьогоднішніми захисниками України для нас велика честь…»
Остап Шутко: «Музика – це мова, яку не треба перекладати»
«Моя «зброя» – голос!»
Директор Ужгородської музичної школи знає, чому коли людина щаслива, її душа співає
Андрій Кошман, баритон, соліст формації «NOVA OPERA»
«Життя моє - опера!»
Класична музика є пропуском у «клуб цивілізованих» – Василь Василенко
Галина Стеценко: «Відчуваю дідову присутність у своєму житті»
День відкритих дверей у музеї Кошиця
Дві сотні мелодій однієї садиби
Від Баха до Гласса: як навчитися розуміти класику
Людина і... гаджети
Надія Величко: “Коли заграв орган, я наче почула голос Бога”
«Любовний напій» Ольги Кульчинської та Андрій Бондаренка
«Хто ж не мріє злетіти на Олімп! Але не ціною втрати голосу»
Український фестивальний оркестр зі Львова записав цикл для міжнародного проекту "Пісні для Юдіт"
Оксана Линів: "Розвиток культурного життя в Україні буде тоді, коли житиме позитивна творча конкуренція"
Володимир Шейко: "Диригент – це покликання"
Джазовий бандурист, одесит Георгій Матвіїв: Батькам сказали, що у мене нема ні слуху, ні голосу
«Дуже ціную нашу систему музичної освіти»
«Коли я сказав Крушельницькій, що у неї „фальшивий фортеп’ян“, вона зрозуміла, що у мене абсолютний музичний слух»
У Голівуді ніхто не хоче говорити про Україну – Джон Малкович
«Я не народився рабом, тож не можу стати тираном»
Як це – бути солісткою однієї з найкращих опер у світі
Олексій Коган: «Це дуже символічно і красиво, коли академічна музика поєднується з джазом»
Антоній Баришевський: «В сучасній музиці сьогодні є все і може бути будь-що»
      © 2008-2018 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
PUB290510_217.jpg