10 листопада у Національній опері України пройде гала-концерт “Три С” | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
10 листопада у Національній опері України пройде гала-концерт “Три С”
Сильвестров Валентин Васильович
10 листопада у Національній опері України пройде гала-концерт “Три С”
Валентин Сільвестров цього року святкує своє 80-річчя.
11 жовтня 2017, середа
Поширити у Facebook

Валентин Сильвестров — лауреат Национальной премии им. Т. Шевченко (1995) и международных премий. Сочиняет музыку с 15 лет. В 1970 году его исключили из Союза композиторов СССР за несогласие с идеологией руководства. В разгар Майдана написал диптих для хора, посвятив его памяти Сергея Нигояна.

Композитор Сильвестров — один из тех гениев, которым Украина обязана мировой славой. Он способен услышать музыкальную тему каждого, включая какофонию Путина. А внутренний камертон безошибочно распознаёт фальшь, подлость, алчность.

Все гении немного дети. Как я поняла за время беседы, передо мной необычайно эмоциональный и бескомпромиссный ребёнок. Его речь лилась обличающим потоком с гневными нотами, когда он говорил о лидере соседней страны. Изредка проясняясь другими музыкальными темами и интонациями, поэтическими строками, искренним смехом и воспоминаниями о юности.

А начали мы разговор с вопроса о пяти гимнах, написанных Валентином Васильевичем на слова Павла Чубинского.

Слова патриотические, музыка литургийная

Пять гимнов на слова Чубинского "Ще не вмерла України…" — как и когда вам пришла в голову эта идея?

— Когда я был на Майдане, там всё время пели гимн и читали молитвы. Ничего себе фашизм, да? И поскольку слова гимна существовали в контексте "Отче наш", "Святый Боже", они постепенно приобрели литургическое значение, отличное от того, которое бывает, когда гимн поют футболистам перед матчами. Я это услышал и понял, что имею право написать на эти слова свои гимны.

Какими они получились?

— На меня очень подействовало, когда спасали людей в Михайловском соборе и бил набат. Монах сказал, что это второй случай после татарского нашествия. Вот первый гимн у меня такой — колокольный, и вторая его часть — рождественский псалом, поскольку тогда были праздничные дни.

По мере нарастания опасности на Майдане в моих гимнах росло напряжение. Я сочинял именно для хора без всяких инструментов — как пели люди на Майдане. У меня получилось пять вариантов. Четвёртый гимн — самый трагичный, когда были расстрелы протестующих. И панихиды тогда я тоже писал.

Эту музыку исполняли в Украине?

— Ноты есть, но они год лежат без дела. Я отдал их хору "Думка". Понимаете, не во мне дело, пусть бы они пели другие произведения, но ведь опять поют "Реквием" Моцарта, под который хоронили в том числе и негодяев. Например, Сталина. А тут есть вещи, связанные именно с Майданом. В конце концов, у Косенко (Виктор Косенко — украинский композитор и пианист. — Фокус) есть панихида — очень мощная вещь.

Я обратился к "Думке", потому что эти гимны могут спеть только человек шестьдесят. А у нас всего два хора таких — один на Нацио­нальном радио и второй "Думка", остальные — камерные, которые их попросту не споют. Так, музыка, возникшая на Майдане, теперь лежит мёртвым грузом. Гобдич (Николай Гобдич — основатель и руководитель Камерного хора "Киев". — Фокус) записал цикл моих произведений, посвящённых Небесной сотне. Где это всё?

Валентин Сильвестров
о Каиновой печати, которая сегодня лежит на России

Очевидно, ещё не пришло время. А как вы думаете, это случайность, что пик украинского освободительного движения пришёлся на годовщину рождения Кобзаря?

— Нет, не случайно. Ещё перед Майданом Путин с Януковичем собирались торжественно отметить двухсотлетие Шевченко. Вот и отметили.

Наш Кобзарь — редкое явление. У нас люди в сёлах его портрет вешали вместе с иконами — такого нигде в мире нет. Портрет Пушкина в каждой деревенской хате? Такого не бывает. Недавно в Михайловском соборе мы записали четыре песнопения — "Реве та стогне Дніпр широкий", "Єсть на світі доля, а хто її має", "Садок вишневий коло хати" и "Заповіт". Несмотря на то, что хор всего из 21 человека, в храме это звучало мощно.

Украинский гимн записал Вербицкий, который был священником. Он сочинил это как песню для гитары. Там есть распев: "Щеее не вмеееерла Ууукраїни ні слава, ні воооля…" — в гимнах это совершенно исключено. Обычно в них один слог на один звук: "Союз не-ру-ши-мый…" А тут: "Як роса на сооонці" — это же Аллилуйя. В традиционной литургической музыке одно слово может распеваться: "Алиллууууйя!" В музыке украинского гимна чёткая литургийность. Слова патриотические, а музыка литургийная.

Самое заметное музыкальное событие последнего года в Украине можете назвать?

— В киевском "Мастер Классе" мы играли концерт, который повезём в Париж. После Лермонтова, когда звучало окончание пяти песен, какая-то женщина в зале с громким воплем упала в обморок. И мы не допели, прекратили концерт.

А вообще, я не слежу за афишей — нет сил. Но, знаете, было одно удивительное событие осенью — концерт Канчели и Кремера (музыкальный проект Гидона Кремера "Посвящение украинскому народу", в котором прозвучала премьера произведения Гии Канчели "Ангелы печали". — Фокус). Латвийское посольство устроило этот вечер в поддержку Украины. Это была и качественная музыка, и правильная подача, и своевременная реакция на происходящее.

Подобного почему-то больше не случалось, будто в Украине некому проводить такие концерты. На фронт ведь не повезёшь симфонический оркестр, нужно организовать в Киеве большой концерт в поддержку наших людей на востоке. Пригласить посольства, гостей со всего мира, заявить громко. Почему в столице этого нет? Потому что спят все, будто это их не касается.

Почему так происходит?

— Если бы, как говорит Путин, в Киеве хунта захватила власть, тут бы расстреливали. Но все люди Януковича остались и продолжают действовать во вред Украине. В регионах тем более. Власть практически не переменилась. У нас случилась Революция достоинства, а не смена власти. Здесь совершенно другой смысл. Поэтому такая инерция. В консерватории остались все профессора, которые лизали задницы власти, а теперь якобы патриоты. И тут напрашивается вопрос: а куда их девать? Это же наши люди.

Интеллигент обязан знать правду

Вы не раз говорили, что лицо русской культуры необычайно красиво. Сейчас в это лицо плюнули их же политики. Как вы думаете, почему огромному количеству людей в России не стыдно за действия властей?

— Великая русская культура сбежала бы от этой подлости и вони, если бы это было возможно. Пётр Первый прорубил окно в Европу, а современники-россияне выставили туда задницу. Такое вот лицо.

Когда праздновали двухсотлетие Шевченко, когда уже началась эта подлая возня в Крыму, в Севастополе на площадь вышла группа людей. На них напали, избили и памятник поэту матюгами расписали. А если бы памятник Пушкину расписали? Невозможно представить этот уровень культуры. На кого опирались эти люди? На идиотов, уродов, которые не знают ни Пушкина, ни Шевченко.

У Толстого в "Хаджи Мурате" есть строки о том, как русские по указке царя уничтожали чеченцев. И Толстой пишет, что когда чеченцы видели, как поступают русские солдаты, то у них даже не было ненависти. Они их просто не считали за людей. Те, кто убеждён, что в Украине фашизм, это люди, не знающие правды. Но интеллигентный человек обязан её знать, у него открыты все источники.

Но миллионы россиян гордятся своим президентом и его политикой.

— Путина я называю "капутин" — это невероятный мерзавец. Вы присмотритесь — свиные глазки, лицо, как поганка. У него есть музыкальная тема подлости, смысл которой сделать пакость и свалить ответственность на других. Эта тема открывается взрывами домов в Москве в 1999 году. Смотрите, как она развивается дальше. Август 2000-го — подводная лодка "Курск", когда Путин не дал спасти моряков.

В октябре 2002-го в Москве он положил сотни людей (в операции по освобождению заложников во время мюзикла "Норд-Ост" погибло до 130 человек. — Фокус). Потом освобождение детей Беслана, когда отравили Политковскую (Анна Политковская — журналист и правозащитник, в 2004-м её пытались отравить на борту самолёта по пути в Беслан; была застрелена в 2006-м. — Фокус).

Российский народ разве не видит этого? Я уверен, многие всё понимают и не принимают этой ситуации, но терпят, потому что чувствуют угрозу. У Путина опричнина, которая убивает без суда и следствия, как Немцова на мосту. Там миллионы нормальных людей, они шокированы и говорят: дышать нечем. Если Путина придавят подушками, мгновенно всё изменится. Холуи, они и есть холуи, ждут, когда барин поменяется.

У меня сейчас перед глазами такой образ России: в цирк с хлыстом заходит Путин — укротитель зверей. И все звери на задних лапах, а на их мордах — темнота и ужас. Но как только укротитель расслабится, они его растерзают. То, что основано на неправде и лжи, не может устоять, оно завалится.

Хотите драться? Пожалуйста. Для этого придумали бокс — деритесь. И земли завоёвывайте в компьютерных играх. Чего стоит геополитика, когда гибнет один человек? Ведь Путин существует в одном экземпляре, как и погибший солдат. Вы забрались на вершину, но вы такие же люди. Как вы смеете совершать поступки, которые приводят к человеческим жертвам?

Российские солдаты убеждены, что защищают в Украине русское население.

— Какая защита русского населения, когда каждый день гибнут люди? Уже больше шести тысяч уничтожено. По поводу братских народов — вспомните Библию, братьев Каина и Авеля. На России Каинова печать. В христианских странах есть главный принцип — братства и любви. Сказано: Бог создал человека по своему образу и подобию, но его никто не видел. А я говорю: как это? Вот я на вас смотрю и вижу Бога.

Каждый человек является иконой Бога. Поэтому, когда вы убиваете человека, неважно, как вы к нему относитесь, вы убиваете Бога. А ДНК Бога — заповеди. Они все нарушены Путиным. Это не Будапештский меморандум нарушен, а законы Божии. Он с крестиком ещё ходит. А где патриарх, где церковь?

Это же черносотенцы. Россия — родина черносотенцев, сотрудничавших с охранкой. Они убили Столыпина, подстроили еврейские погромы. Тогда Россия поплатилась — развалилась. Дальше, когда большевики пришли к власти, они опирались на ту же черносотенную шваль, на это кодло, которое быстро переметнулось в марксизм. Они перестреляли всех более грамотных, и образовалось вот это террористическое государство.

Украина может победить без помощи Запада?

— Меня удивляет Запад. Вас открыто, нагло дурят. Почему вы медлите? Надо выставить против России всю свою мощь, чтобы за одну неделю завалилась экономика. Единственный выход — заставить Каина почувствовать угрозу. Тогда он сбежит. Запад очень быстро действует, когда происходят стихийные бедствия. Но Путин страшнее стихийного бедствия. К тому же негодяй всегда творит свои тёмные дела мгновенно, а демократ ползёт медленно. Это я буду говорить там, во Франции, мне уже не до музыки.

Музыка, цветы и стихи

А свою первую поездку за границу помните? Как вас принимала публика?

— Первый мой визит был в Америку. И меня впечатлила не публика. Когда я увидел полки, заполненные товарами, это для меня был шок, хотя я не любитель магазинов. Когда в Ирландии (там была пересадка) я увидел все эти шопы, которые у нас сейчас на каждом шагу, я будто в рай попал. А слушатели там такие же чуткие, как и здесь.

Что из ваших произведений услышат французские меломаны?

— Мой концерт "Музыка поэзии 3". Это цикл песен — не романсов, подчёркиваю, поскольку музыка романсов часто комментирует текст, поясняя, что в нём. А здесь обращение к немецкой, шубертовской традиции, когда в основе не комментаторство, а мелодия, совпадающая с текстом.

Это как полевые цветы — особое качество красоты, не яркое, не намазанное, связанное с самой сутью, а не с тем, чтобы эту суть разрисовывать. Все поэтические произведения в цикле идут единым текстом — Шевченко, Тычина, Пушкин, Лермонтов. Будто все поэты за одним столом пируют и пишут одну песню. Концерт длится примерно семьдесят минут, там будут живые паузы, не как в филармонии. Должен возникнуть особый симбиоз поэзии и музыки.

Это современная классическая музыка. Она многолика, туда входят и авангард, и борьба с авангардом, но это не академизм. Нужно забыть этот термин в музыке. Это вообще бранное слово в искусстве. Академизм подлинен и законен только в науке. А музыка живёт, как цветы, их ведь не назовёшь академичными.

Судя по всему, вы не только композитор, но и поэт.

— Музыка и поэзия очень связаны. В Древней Греции это было единство, это изначальная вещь. У греков были музы танца, театра. А вот музы музыки нет. Потому что музыка и есть главная муза. Вы посмотрите, как комично поэты иногда читают стихи — будто выпевают мелодию. Ахмадулина, например, она же выла. И чтобы она не выла, я ей написал мелодию. И Таривердиев, кстати, тоже.

Напечатанная поэзия требует, чтобы мы читали её вслух, но мы читаем глазами. И она прикреплена, как бабочка к кресту, распластана. А музыка вдыхает в неё жизнь, она вылетает, чтобы возвратиться туда, откуда вышла, — на уста поющего человека.



От хулы до наград

В советское время вас исключали из Союза композиторов, игнорировали. Как в такой ситуации оставаться верным себе?

— Это КГБ затевало тогда. То, что меня исключили из Союза композиторов, не вина тех, кто голосовал, просто им дали такой приказ. Меня исключили условно на год, а мурыжили четыре года, требовали, чтобы я пришёл и повинился. А исключили за хулиганство. Обсуждали введение советских войск в Чехословакию, мы вышли из зала и таким образом якобы что-то нарушили. Мы же были непуганые.

Тем не менее я скрывал исключение из союза от родителей, потому что в то время это был приговор. Хотя это несравнимо с тем, что приходилось терпеть Шостаковичу и Прокофьеву. Это уму непостижимо.

Какая из полученных наград для вас самая ценная?

— Был трагикомический случай. Я получил какой-то орден за заслуги. Звучит, как на собачьей выставке. Подпись — Янукович. Когда мне сообщили, я уже его видеть не мог — брехло полуграмотное, школу не окончил, акадЭмик.

Мне из Министерства культуры звонят и сообщают, что Янукович меня наградил, а я в ответ спрашиваю: "Что, этот олух? Что же он понимает в музыке?" С той стороны какое-то замешательство: "Извините, может, просто ваша очередь пришла". (Заливисто хохочет.) Я отлынивал, меня Союз композиторов умолял прийти. Пришёл и Попов-мурлыка (глава КГГА в 2010–2013 годах. — Фокус), что-то там мне вручил. Я взял эту награду и как пульнул. В чулане где-то валяется.

Расскажите о вашем сотрудничестве с режиссёром Кирой Муратовой.

— Это не сотрудничество, это отношения "в одни ворота". Я ей просто дарю музыку. Она любит неупакованную музыку, не в целлофане. И какие-то фортепианные пьесы, танго, домашние заготовки звучат в её фильмах. Муратову устраивает именно такое сотрудничество, а не когда композиторы что-то специально пишут.

Но я не имею отношения к кино. Ещё в советское время для заработка писал. У Муратовой есть фильм "Познавая белый свет", где какие-то жуткие тётки с подбитыми глазами, и там звучит моя песня. Я у неё в роли той собачки, которая из фильма в фильм переходит. Как бабушка с одним зубом из эпизода, которую трудно забыть. (Смеётся.)


Композитори:Валентин Сильвестров
Джерело: Фокус



Інші:

«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
      © 2008-2024 Music-review Ukraine