Тет-а-Тет с Вадимом Руденко и Николаем Луганским | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Тет-а-Тет с Вадимом Руденко и Николаем Луганским
Кізлова Ольга
Тет-а-Тет с Вадимом Руденко и Николаем Луганским
30 квітня 2010, п'ятниця

В артистической Колонного зала долго толпились киевские молодые и маститые музыканты, брали автографы, фотографировались, однокашники вспоминали учебу в Московской консерватории, передавали приветы… Я с интересом ждала разговора с российскими гостями. Первым на вопросы ответил Вадим Руденко.

Вадим Руденко

– Вадим Леонидович, в сентябре 2009 года в Москве с дирижером Юрием Симоновым Вы и Николай Луганский играли ту же программу. Поделитесь вашими ощущениями.


В.Р. – Что чувствовал тогда, не очень помню, но мне приятно и комфортно играть с Сиренко. Мы дружим, нас связывает человеческая привязанность. И профессионально нас многое объединяет. Четыре года назад в Киеве мы осуществили цикл совместных концертов „Пять вечеров”. А летом с Сиренко и его оркестром, одним из моих любимых, мы сыграем за два дня все концерты Рахманинова.

– Есть ли у вас еще опыт работы члена жюри?


В.Р. – В жюри конкурса Горовица участвую второй раз, но обычно отказываюсь от подобных предложений. Здесь перевесили добрые взаимоотношения с киевской дирекцией.

– В чем, по вашему, особенности украинской пианистической школы?


В.Р. – В Киеве есть замечательный пианист Юра Кот, хорошие педагоги: Валерий Козлов, Мальвина Зарудянская, Анатолий Ильин – да много, наверное, пока я не могу сказать, что достаточно знаком с ней, т.к. на прошлом конкурсе слушал только участников третьего тура.

– А чем отличается московская пианистическая школа от остальных в мире?


В.Р. – Наверное, все, как везде: кто играет – тот играет, а кто не умеет, тот не может...

– Каковы ваши репертуарные предпочтения?


В.Р. – Если назвать одного автора, то это Рахманинов, а если говорить о многих, то это Бах, Моцарт, Шопен, Чайковский.

– Пуленк, сегодня прозвучавший – уже тоже классик (Франсис Пуленк, 1899-1963 – член французского композиторского содружества «Шестерка» – О.К). Вы играете современную музыку?


В.Р. – Музыку Николая Капустина, не часто, но играю. Но на самом деле больше исполняю произведения тех, кого уже нет.

– А педагогикой занимаетесь?


В.Р. – Эпизодически. Для этого тоже нужно иметь талант, терпение и уметь это делать. И это большая ответственность, которую я пока не готов нести.

– Вы играли в известных мировых залах с выдающимися оркестрами. Какие у вас наиболее яркие воспоминания, что в планах?


В.Р. – Яркость воспоминаний связана не столько с тем, какой оркестр или какой зал. Любая страна, любой оркестр – это всегда люди. Можно приехать в самый замечательный город и, не имея там друзей, не получить радости от выступления. А можно приехать в любую „дыру” и если тебе там тепло и хорошо, то и играешь с удовольствием. У меня не связаны эти вещи совсем. Не скажу, что для меня не важно, какой оркестр или дирижер. Но добрые взаимоотношения с музыкантами, дирижером, безусловно, делают выступление более комфортным. В ближайшее время буду играть в России, потом Бразилия, Франция и снова Украина.


– Как часто реализуется ваша многолетняя дружба с Николаем Луганским в совместных выступлениях?


В.Р. – По разному, от одного до трех концертов в год, а бывает, раз в несколько лет, как прийдется...


– Удивительная, прекрасная сыгранность. Я видела, как воспринимали вашу игру люди вокруг меня в зале, их горящие глаза и счастливые улыбки все передавали без слов. Многие испытали огромное удовольствие, радость, ощущение праздника. Говорю это от имени нашей публики.


В.Р. – Спасибо

На мои вопросы ответил и Николай Луганский.


Николай Луганский

– Спрошу и вас о концерте с той же программой и Симоновым.


Н.Л. – Да, играли Моцарта и Пуленка, но без бисов. Разница всегда есть, даже с одним и тем же дирижером. В музыке сравнение – не то, к чему нужно стремиться, но в принципе я себя чувствовал сегодня комфортнее, легко дышалось. В Киеве я бывал, но не часто, сольный концерт играл шесть-семь лет назад. А с Руденко выступали дуэтом на юбилее черниговского дирижера Николая Сукача, три года назад.


– Как достигается ваш идеальный исполнительский ансамбль – абсолютно естественный переход голоса из одной партии в другую, отсутствие малейших стыков, единство музыкального дыхания, этот замечательный звук? Особенно поразительным был Моцарт!


Н.Л. – Выразить словами ощущения не просто. Мы учились у одного педагога – Сергея Доренского, были знакомы и раньше, конечно, но подружились в 1994 году во время участия в конкурсе Чайковского (тогда Николай получил 2-ю, а Вадим 3-ю премии – примеч. О.К.). Первый наш совместный концерт вдвоем сыграли в 95-м и с тех пор регулярно играем вместе. Для двух роялей написано не так уж много музыки, и у каждого из нас очень активная собственная сольная концертная жизнь, но каждый год по паре-тройке раз мы встречаемся в разных частях мира. Бывают музыканты, не суть важно, это дирижеры, пианисты, с которыми можно просто играть музыку, ничего не объясняя словами. К ним относится Вадим Руденко. Мы сыграем один раз, второй получается лучше, и ничего объяснять не нужно.


– Московская консерватория, которую вы закончили и где преподаете, выражаясь „современными” в кавычках, понятиями – своеобразная академическая „фабрика звезд”, поставляющая замечательных музыкантов на мировой исполнительский рынок. Есть ли в мире ее аналог?


Н.Л. – Я бы не стал называть ее „фабрикой звезд”, и потом, я в ней бываю не чаще одного раза в месяц как ассистент профессора Доренского. Не знаю, как в Киеве, но в мире, и в том числе в Москве, за последние 15-20 лет возникла серьезная проблема с подготовкой скрипачей. Сейчас из Московской консерватории выходит значительно меньше выдающихся скрипачей, нежели 30 лет назад. Вообще, выдающийся пианист, на мой взгляд, может появиться не только за счет хорошей школы, хотя она никому не повредит, тут порой все решает случай и, главное, – личность. А вот хороший скрипач без отличной исполнительской школы не состоится. В Москве по-прежнему учится много интересных, талантливых пианистов. Мне они интересны не как педагогу, а как слушателю: Павел Колесников, Филипп Копачевский, Андрей Коробейников, Федор Амиров.

И все же традиция думать, что мир вертится вокруг нас – Москвы или Киева – не актуальна: в мире происходит много интереного и есть немало потрясающих школ. В Южной Америке есть великие пианисты – Марта Аргерих, Нельсон Фрейре. Сейчас происходит большое взаимопроникновение, русские профессора работают на Западе. Так что я не зацикливаюсь на том, что московская консерватория такая уж „фабрика звезд”. Хотя это одна из крупнейших консерваторий.


– Кто из оркестров, дирижеров вам интересен?


Н.Л. – Из русских дирижеров – тех, с кем играл, Юрий Темирканов и Михаил Плетнев. Из тех, кто помоложе, люблю играть с Александром Ведерниковым и Александром Рудиным. При том, что я играл с Гергиевым, Федосеевым. А из западных – с Куртом Мазуром, Мареком Яновским, Кентом Нагано, Кристофом Эшенбахом. Из последних ярких впечатлений – выступление с Темиркановым в Милане в прошлом году... Я стараюсь играть много разной музыки. Из фортепианных концертов – больше русских композиторов: Чайковского, Прокофьева, Шостаковича. Но мне все интересно, играл и Грига, Шопена, а недавно – испанцев: Гранадоса, Альбениса. Из написанного после Второй мировой войны играю мало, например, прелюдии и фуги Шостаковича. А из по-настоящему современной музыки однажды исполнял сонату для скрипки и фортепиано Альфреда Шнитке и Каприччио Плетнева для фортепиано с оркестром – огромное сорокаминутное произведение, очень интересное. А в основном, это музыка от середины 18 до середины 20 века, которой стараюсь играть как можно больше.


– А в жюри конкурсов работали?


Н.Л. – Один раз в Брянске на детском конкурсе им. Т.Николаевой. Я бы предпочел этим заниматься в более зрелом возрасте. А выносить суждение в виде баллов – всегда очень неприятно, и лучше я буду это делать через десять и более лет. Сейчас можно много играть. Жизнь вообще богата на события. Завтра у меня – Чернигов, потом Питер, Москва, несколько городов на Урале, затем Хельсинки, Таллинн, в мае Барселона, Лондон, Нью-Йорк.

– Спасибо вам обоим за беседу и мастерство.


беседовала
Ольга Кизлова


Автор: Ольга Кізлова
Фото: Олександр Куконін
Музикознавці: Ольга Кізлова
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України



Додати: Share on Facebook

Інші:

 Іван Чередніченко, музичний керівник Львівської національної опери Моє ставлення категоричне - у нашому театрі не буде російського репертуару
Василь Крячок, директор Маріупольської філармонії Без кількох днів два місяці був у тому пеклі
Олександр Пірієв, музичний продюсер Маріуполь, як Фенікс, відродиться. Для цього об'єднається весь світ
«Кожен має виконувати свою життєву місію»
Лукаш Гоїк, директор Сілезької опери в Битомі (Opera 'Slaska, Польща) висловив щиру підтримку українському народу в час війни
Світова оперна діва Людмила Монастирська ексклюзивно розповіла, як замінить російську співачку Нетребко та гратиме партію «Турандот» у «Метрополітен-Опера»
Сюжет німецького ЗМІ про Маріупольську філармонію
У США плануються заходи на честь 100-річчя першого виконання "Щедрика" у країні
«На шпальтах “Дня” бачу обличчя країни у всьому її розмаїтті сьогодення»
В органному залі Рівного — музей і галерея. А вітражі — на логотип
ОПЕРІ ПОТРІБНІ МЕЦЕНАТИ
Як Україна вшановує ім’я композитора Мирослава Скорика
Рік без Мирослава Скорика
KharkivMusicFest: организаторы рассказали, как готовили фестиваль в разгар пандемии
В Андріївській церкві відбулася світова прем'єра віднайдених симфоній композитора Березовського
Що потрібно аби з'явився один з найкращих концертних залів Європи?
Cергій МАГЕРА: "Співак постійно вчиться"
Оксана Линів: "Диригент мусить вміти переконувати з першої хвилини"
У Міжнародний день музики тернопільські музиканти - про музику і життя
"Люди не можуть довго бути без мистецтва, як і артисти - без глядача"
Музичний продюсер Олександр Пірієв: Шоу-бізнес не може стати взірцем ідентичності держави
Наталія Петій-Потапчук: про життя Закарпатського народного хору та про те, чому його місія здійсненна
Екатерина Кухар и Александр Стоянов: Мы не можем прожить друг без друга
Мирослав Скорик: Уночі до нас прийшли: "На збори вам дві години". У вагон для худоби посадили і до Сибіру вивезли
Національна оперета України святкує 85-річний ювілей
"Я завжди досягала мети, яку ставила перед собою"
Скрипаль Роман Кім: "Сучасному музиканту не можна бути надто у "формах" та боятися зіграти неправильні ноти"
Кшиштоф ПЕНДЕРЕЦЬКИЙ: "Музика повинна бути живою..."
Володимир СИВОХІП: "Генетичний код нації не заженеш у смартфон"
АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЯНЕНКО: ЗРИТЕЛЬ УЖЕ НЕ ВОСПРИНИМАЕТ ГЕРОЯ-ЛЮБОВНИКА, КОТОРЫЙ ВЕСИТ 100 КГ
Харьковское "Лебединое озеро" ошеломило бельгийскую публику
25 жовтня в усьому світі вперше відзначався Міжнародний день опери
Вікторія Московенко про проблему оренди Будинку актора, реставрацію, унікальний акустичний зал та різноманіття заходів
Володимир Шейко про ювілей Симфонічного оркестру Українського радіо: хочеться, щоб з концерту люди пішли просвітленими
"Ми просто були ілюстраторами цього матеріалу": розпорядник хору Верьовки про виступ з "95 кварталом"
На написання "Як тебе не любити, Києве мій!" батькові дали добу - Тамара Шамо
Співачка Тетяна Асадчева втекла із суду до консерваторії. І вже 10 років "іде з піснею до людей"
Kyiv Opera Theatre: директор театру Петро Качанов розповів про ремонт, ребрендинг і новий сезон
Координаторка Офісу з розробки гуманітарної політики Галина Григоренко: музична сфера - закрита, відкривати її є нашим завданням
Диригент Ярослав Шемет: "На першій репетиції треба поводитися як на першому побаченні"
      © 2008-2022 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
PUB100602_007.jpg