100 символов культуры: музыкальная академия им. Я.Витолса | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
100 символов культуры: музыкальная академия им. Я.Витолса
100 символов культуры: музыкальная академия им. Я.Витолса
17 березня, субота

Музыкальная академия имени Язепа Витолса вот уже почти 100 лет является кузницей кадров для латвийской культуры. Ее выпускники - музыканты- инструменталисты, вокалисты, дирижеры оркестров и хоров, композиторы, хореографы, музыковеды, звукорежиссеры, учителя музыки - работают не только в разных уголках Латвии, но и за ее пределами. Рассказ об истории и традициях единственного в Латвии высшего музыкального учебного заведения и его создателе Язепе Витолсе, чье имя также связано организацией первых праздников песни - в новом выпуске программы Латвийского радио 4 "100 символов культуры".



Музыкальная академия имени Язепа Витола ведет свою историю с августа 1919 года, когда по распоряжению правительства молодой Латвийской республики была основана Латвийская консерватория, возглавил которую латышский композитор и музыкальный педагог Язеп Витолс. Но свои двери консерватория официально открыла 11 января 1920 года, и именно эта дата считается днем рождения единственного в Латвии высшего музыкального учебного заведения. В этот день в академии в рамках праздничного концерта проходит вручение призов отличившимся студентам и педагогам.

Есть и еще одна традиция - начинать учебный год с чествования основателя учебного заведения Язепа Витолса, чье самое известное произведение "Замок света" было выбрано гимном Латвийской музыкальной академии.

Язеп Витолс, уроженец Валмиеры, выучился на композитора в Санкт- Петербургской консерватории в классе Николая Римского-Корсакова. И более 30 лет отдал этому учебному заведению - сначала как студент, затем как педагог, профессор. Среди его учеников были Сергей Прокофьев и Николай Мясковский. Там же, в Петербурге Витолс сочинил и напечатал большинство своих музыкальных произведений. А его рецензий и критических статей в печатных изданиях Петербурга набралось на отдельный сборник, изданный в советское время на русском языке.

Во время гражданской войны в России в 1918 году в возрасте 55 лет Витолс вернулся на родину, в Ригу. Сначала возглавил Национальную Оперу, а в 1919 стал первым ректором Латвийской консерватории. Собственно, он был одним из ее создателей, причем самым деятельным.

Рассказывает заведующая кафедрой музыковедения JVMA Иева Розенбаха:
"Он, наверное, хотел свою вторую часть жизни провести на родине и сделать что-то для латвийского государства, для этой культуры. Можно сказать, что академия была создана Витолсом. Это было его видение об этом учебном заведении, об этой системе".

За образец была взята Санкт-Петербургская консерватория, в свою очередь, созданная по типу немецкой классической академии музыки. Организовать учебный процесс на таком уровне в молодом государстве было непросто. Консерватория расположилась в здании Александровской гимназии - одной из старейших русских гимназий в Риге во времена Российской империи. Дом был построен по проекту Яниса Бауманиса. Позже для консерватории отвели и второе здание рядом, ближе к бульвару Райниса.

Через четыре года после основания консерватории, силами латышских музыкантов и вокалистов из числа студентов было дано первое оперное представление - фрагменты из оперы "Евгений Онегин" Чайковского.

В 1927 году в консерватории начали обучать дирижеров. И сегодня главные дирижеры латвийских оркестров - это выпускники Музыкальной академии: дирижер оркестра Национальной оперы Мартиньш Озолиньш, Национального симфонического оркестра Андрис Пога, второй дирижер этого оркестра Гунтис Кузма, дирижер духового оркестра "Рига" Валдис Бутанс, бывший дирижер Лиепайского симфонического оркестра Атварс Лакстигала.

Есть в академии свой симфонический оркестр, который регулярно дает концерты. С оркестром работает дирижер Андрис Вецумниекс, и будущие дирижеры практикуются в этом коллективе.

Важным моментом было открытие в 1944 году класса хорового дирижирования.

В 1947 году в консерватории начали обучать музыковедов, в 1966 - учителей музыки, а в 1977 - хореографов. Появилось театральное отделение и отделение работников культуры. Какое-то время здесь подготавливали руководителей эстрадных оркестров, телевизионных режиссеров, дирижеров военных оркестров.

Традиционным для Латвии считается такой музыкальный инструмент, как орган. Традиции обучения искусству игры на органе продолжают Таливалдис Декснис, Вита Калнциема, Лариса Булава - это концертирующие профессора. Есть в консерватории свой органный зал, где проходят концерты. Кроме большого концертного органа есть еще два малых инструмента, для обучения студентов - не только органистов. Будущие пианисты также могут выучиться играть на других клавишных - органе и клавесине.

Профессорами в академии работают солисты Национальной оперы Анджела Гоба, Айра Руране, Кришьянис Норвелис, Кристине Гайлите - выпускники этого учебного заведения. Из этих стен вышли оперные звезды, покорившие престижные сцены мира: Элина Гаранча, Эгил Силиньш, Инга Кална, Майя Ковалевская...

Имя Язепа Витолса Латвийской государственной консерватории было дано в 1957 году. В 90-е годы учебное заведение переименовали в музыкальную академию, сохранив в названии имя ее создателя и первого ректора, занимавшего этот пост четверть века: с момента основания консерватории до отъезда в Германию в конце 1944 года.

Он скончался в 1948 году, в возрасте 84 лет. Прах Витолса его супруги был перевезен на родину и перезахоронен на кладбище Матиса. И 1 сентября на могиле первого ректора собирается руководство Музыкальной академии и с почестей ее основателю начинает учебный год.

В вестибюле Музыкальной академии установлен бюст Язепа Витолса, его портреты висят на стенах учебного заведения, в том числе в кабинете ректора. Есть здесь и мемориальная комната Витолса - когда-то здесь был его кабинет.

В Петербурге Язеп Витолс руководил латышским хором и был одним из организаторов Праздника песни. А начиная с третьего Песенного праздника с 1888 года - его главным дирижером.
Там же, в Петербурге, в 1899 году была написана баллада для хора "Замок света". Она исполняется на каждом празднике песни и является гимном Музыкальной академии. Это произведение включено в Канон культуры Латвии как символ расцвета латышской классической музыки, хоровой музыки самого Витолса и - одновременно - Праздника песни.

В 1985 году, незадолго до Праздника песни, власти вычеркнули из программы Праздника как "Замок Света", так и дирижера Медниса. Когда же хор вызвал из публики маэстро, тогдашний министр культуры Владимир Каупуж был вынужден дать свое согласие, и "Замок Света" под управлением Медниса прозвучал дважды. Есть мнение, что Третья атмода началась именно в этот момент - с шедевра Витолса и Аусеклиса.

После Язепа Витолса консерваторию возглавил органист и композитор Альфред Калниньш. Далее пост ректора занимали Екаб Мединьш, Янис Озолиньш, Имант Кокарс, Юрис Карлсонс, Артис Симанис, а с сентября этого года - Гунтар Пранис. По первой специальности он хоровой дирижер, по второй - музыковед, специалист по григорианскому пению, основатель мужского вокального ансамбля Schola Cantorum Riga.

Учебное заведение, базирующееся на классической системе высшего образования, в этой области должно идти в ногу со временем. И это вызов для нового ректора академии.
Профессионализм, эрудиция, творческие способности, конкурентоспособность - набором таким качеств должен обладать сегодня выпускник Музыкальной академии. Этому способствует международное сотрудничество. Наши студенты могут учиться по обмену за границей, а иностранные - здесь, в Латвийской музыкальной академии.


Джерело: rus.lsm.lv/



Додати: Share on Facebook

Інші:

Кістки та фрески: про що мовчать стіни Львівського органного залу
З любов’ю, Скорик
Принц піаністів
Які фестивалі потрібні та де їх проводити?
Під звуки піаніно: юний принц Джордж займатиметься балетом
Покинуті фортепіано і роялі у дивних світлинах
Бах для ...корів
Клуб композиторів
Яна Тойбер показала удивительный мир балерин
Українські примадонни в музиці
190 років з дня народження Міхала (Михайла) Адамовича Завадського (1828-1887) – відомого польського і українського композитора, піаніста, педагога
Як створюється опера: від задуму до виходу на сцену
Вражаючий звук і кількасотрічні музичні інструменти: Чому Закарпаття називають органним краєм
Міжгалактичний арт-проект музика для прибульців
Уродженець Кременця, який врятував Карнегі-Холл
Класична музика в суді. А чому б ні?
Ще одна причина записати дитину на фортепіано
Марко Р.Стех: Творчість Василя Барвінського виявилася могутнішою від кремлівського диктату
Мирослав Скорик. Інтелігентний бешкетник
Сто великих украинцев - Сергей Михайлович Лифарь
Мрії Оксани Линів
Скрипка Страдиварі: таємниці розкрито????
"Його твори – містичний тотем": Ірен Роздобудько про автора "Щедрика" Миколу Леонтовича
«Шляхи дружби. Равенна-Київ». Презентація проекту
"Оскароносний" син емігранта, який змінив уявлення про музику до кінофільмів
Вчені: Навчання гри на віолончелі покращує мозкову активність
Музика бентежних душ: що таке справжній джаз та про що він оповідає
5 цікавих фактів про дует 2CELLOS, який виконає гімн Ліги Чемпіонів у Києві
Исключительное звучание скрипок Страдивари связали с их высоким «голосом»
Браво, Маестро!
Мирослав Скорик ніколи не забував впливу Соломії Крушельницької
У Києві відбувся Перший Всеукраїнський конкурс імені Богодара Которовича
Гармонія, традиції та … авангард
Як народився «Запорожець за Дунаєм»
Як Бах рекламував каву
Оперу Моцарта імператор вважав неполіткоректною
Квітка - кохання Лесі
Кирило СТЕЦЕНКО: "Проект "DRUM & BACH" - двері в майбутнє"
Буковинська пісня галичанина
Наодинці з С. С. Гулаком-Артемовським
      © 2008-2018 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
6.jpg