Мирослава Которович: «Скрипка созвучна моей душе» | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Мирослава Которович: «Скрипка созвучна моей душе»
Которович Мирослава
Мирослава Которович: «Скрипка созвучна моей душе»
8 грудня 2012, субота
Поширити у Facebook

Мирослава Которович – дочь известного украинского скрипача и дирижера Богодара Которовича и арфистки Наталии Кметь. Солистка и заместитель художественного руководителя по творческим вопросам Национального камерного ансамбля «Киевские солисты». Автор и участница многих музыкально-театральных проектов. Преподаватель Национальной музыкальной академии Украины.

Недавно в киевском Доме актера состоялся скрипичный концерт студентов Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского. Сегодня их педагог Мирослава Которович гость «Рабочей газеты».

От  музыкантов  ждут  героизма  и  энтузиазма

– ЛЮБОВЬ к музыке в вас заложена на уровне ДНК?

– Наверное. Мои родители музыканты. Дедушка по папиной линии, хотя был инженером, пел в церковном хоре и даже организовал два хора. Его до сих пор вспоминают на Волыни, где он служил. Мой выбор скрипки был предопределен, ведь в семье отец был лидером. К тому же на мое детское воображение сильно подействовала его шутливая фраза: «Зачем тебе таскать арфу, как мама, когда можно ходить налегке со скрипочкой». А если серьезно, то скрипка, пожалуй, наиболее созвучный моей душе инструмент. Когда я играю, то в какой-то мере очищаю свое сознание и сознание окружающих от грязи, вношу что-то прекрасное, гармоничное в мир, который от этого, мне кажется, становится лучше, чище.

– По-моему, ситуация с классической музыкой в современной Украине не на высоте. Ощущается явный перекос в сторону более легких жанров, шоу. Вряд ли победителем (да и финалис­том) телешоу «Україна має талант» стал бы даже Давид Ойстрах. Разве что если бы он играл, стоя на голове или из-под ноги. Невозможно по телевизору увидеть трансляцию концерта симфонического оркестра или конкурса исполнителей классической музыки.

– Действительно, такие таланты у нас не ищут. Они должны сами себя реализовать, искать применение своему творчеству. Да, хотелось бы безусловной поддержки государства. Но нужно помнить, что высокое искусство сродни роскоши. Человек может пойти на классический концерт, когда он сыт и у него достаточно средств, чтобы обеспечить семью. Но для этого сейчас не самая лучшая ситуация. Люди стараются хоть как-то удержаться на ногах. 

2.12.12. Мирослава Которович (скрипка). Національний камерний ансамбль "Київські солісти". Диригент народний артист України Володимир Сіренко. Фото: Сергій Пірієв
2.12.12. Мирослава Которович (скрипка). Національний камерний ансамбль "Київські солісти". Диригент народний артист України Володимир Сіренко.
Урочистий ювілейний авторський концерт з нагоди 70-річчя з дня народження легендарного українського композитора, фундатора сучасної української композиторської школи Євгена СТАНКОВИЧА. Зал Національної академії мистецтв України. Музичний вечір з Циклу концертів камерної музики Music-review WEEKEND. Фото: Сергій Пірієв

А государство, наверное, ждет от нас, музыкантов, какого-то героизма и энтузиазма. Собственно, на любви к музыке и своему делу держится искусство нашего времени. Да, приятно, когда существует культ классического искусства, хорошего вкуса, хорошего тона, а не эпатажности (что тоже имеет право на жизнь в этом мире). Но нарушен баланс. Это еще зависит от воспитания и от престижности. Если один лидер любит теннис, а другой – карате, число занимающихся этими видами спорта резко возрастает. Если бы было привито уважение к нашей профессии, она бы стала престижной. Я же каждый раз должна сама себя в этом убеждать. Ведь никто не придет и не скажет: «Какое ты правильное дело делаешь, чем тебе помочь?»

–Как относитесь к тому, что классическую музыку начинают осовременивать?

– Вы попали в точку. Именно об этом я много думаю. Сейчас спрос на уровне «сыграйте классику, но не классику». Однако мелодизм классической музыки порой столь идеален, что повторить его в современных ритмах очень трудно. Второй Моцарт, Брамс или Чайковский не родились. Не та эпоха, чтобы рождать таких композиторов и такие мелодии! А человеческая природа требует прекрасного… И начинают притягивать за уши: давайте, мол, возьмем красоту и оденем в современные одежды. Что, полагаю, конечно, лучше, чем просто отрицать. Хотите пользоваться достижениями прошлого? Пожалуйста, только – талантливо. Вот здесь и есть проблема. Надо очень тонко чувствовать вкусовой, стилевой момент, делать все изысканно. Есть достойные обработки, которые имеют право жить как отдельное произведение. Если же обработка поставлена на поток (типа рингтона), то это кощунство, деградация, признание того, что наше время не в состоянии создать что-то свое, достойное.
Могу  гордиться  своими  учениками

–ВЫ УЖЕ 12 лет преподаете. Как учение сочетаете с концертной деятельностью?

– Счастлива, что являюсь концертирующим педагогом. Практикующий скрипач может скорее понять студента, попробовать его инструмент и адаптировать под него произведение. Ведь каждый инструмент имеет свои особенности, собственную душу. Я играла более чем на десяти скрипках и очень хорошо чувствую инструмент. Скрипка ведь сама не играет, и даже у самой хорошей неверными прикосновениями можно испортить звук. А я к любой скрипке могу приспособиться. Ребята порой удивляются, как это у меня получается – сразу играть на чужом инструменте.

– Ваши ученики состоялись как музыканты?

– Да. Абсолютно точно могу сказать, что практически все нашли свое место как концертирующие артисты. Мои выпускники работают в ансамбле «Киевские солисты», Киевском камерном оркестре и других известных коллективах.

Одна из самых моих сильных учениц Екатерина Бойчук много ездит с сольными концертами. У нее блестящие, виртуозные данные. Она победила в довольно сложном всеукраинском конкурсе во Львове, а на нем труднее  победить, чем на некоторых международных. Артем Дзегановский тоже много ездил по разным конкурсам и периодически привозил премии.

Так что могу гордиться своими учениками.

– Вы автор многих музыкальных проектов. Недавно с успехом прошел «Нововенский бал». Есть ли другие задумки?

– Всегда боялась говорить о задумках. Но после того как все-таки состоялся«Нововенский бал», анонсированный еще год назад, могу представить следующий проект. Мне всегда хотелось создать праздник. И «Итальянский фейерверк» – праздник. Это виртуозные произведения итальянских композиторов. Они в основном бравурные, красивые, радостные и очень яркие – как фейерверк. Программа будет представлена в Киевской филармонии в марте следующего года.

Продолжает свою жизнь и проходящий в Луганске конкурс имени Богодара Которовича, председателем жюри которого я являюсь. В этом году стало ясно, что он развивается, уровень участников намного повысился. Появились даже, пусть пока небольшие, денежные премии. Как обещают организаторы, на следующий год они постараются создать более лучшие условия.

– Успеха вам во всех начинаниях


Автор: Олександр Беленький
Виконавці: Мирослава Которович
Джерело: rg.kiev.ua



Інші:

«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
110817_20981.jpg