От хора к театру | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
От хора к театру
Академічний камерний хор
Струць Павло Петрович
От хора к театру
Павел СТРУЦЬ о реалиях жизни муниципального коллектива
7 грудня 2018, п'ятниця

Академический камерный хор "Крещатик" на сегодняшний день является одним из ведущих художественных коллективов государства. В творчестве артистов в последнее время наблюдаются новые интересные тенденции, что отмечают как профессионалы, так и слушатели. Среди них, в частности - создание оригинальных тематических программ. Две из них были показаны недавно в Киеве. Речь идет о гранд-концерте "O, FORTUNA!", посвященном 160-летию со дня рождения Джакомо Пуччини, и полярно противоположной по жанру и содержанию импрезе "Choir Smiles"/"Классика шутя".

В ближайших планах - подготовка проекта ко Дню Николая на основе известной повести Чарльза Диккенса о Скрудже (авторская музыка Андрея Бондаренко, где композитор сумел совершенно неукраинскую историю адаптировать к нашим реалиям)...

- Идея провести вечер "O, FORTUNA!" возникла у нас в конце прошлого года, когда было решено сделать ко Дню достоинства и свободы яркий концерт. Мы такие импрезы проводим ежегодно, - рассказал художественный руководитель и главный дирижер хора Павел СТРУЦЬ. - В прошлом году гостем хора "Крещатик" был Андрей Бондаренко, известный певец, который выступает на ведущих сценах Европы. Он исполнял произведения из своего репертуара. В этот раз решили пригласить солистов из Национальной оперы Украины - Татьяну Пиминову, Ксению Бахритдинову, братьев Петра и Павла Приймаков, солистов Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества Дарию Литовченко, Сергея Москальчука и других.

К сожалению, камерным составом хора мы имеем мало возможностей исполнять классическую музыку выдающихся европейских композиторов с какой-то мировой звездой. Но для нас было принципиальным, чтобы именно в Большом зале НМАУ проходили концерты, посвященные людям, которые погибли на Майдане.

- Где-то с 2015 года ваш коллектив стал экспериментировать в направлении хорового театра...

- В действительности это началось еще в 2007-м. Мы внедрили проект "Солнцеворот украинского обрядового пения", привязанный к календарному циклу народных праздников. В первом концерте были обыграны зимние обряды, далее - "Диво-Весно", где звучали веснянки-гаевки, потом купальские ритуалы и обжиночная программа "Свадебный хлеб". Сотрудничали с хореографом Аллой Рубиной - нестандартным человеком, который не обдумывает все заблаговременно, а рождает идеи спонтанно. По-видимому, в этом - ее изюминка, и в итоге получается хороший продукт. Это были интересные программы. Две из них - "Купало" и "Свадебный хлеб" - существуют доныне.

- Программу "Классика шутя" вы называете спектаклем.

- Идея была создать юмористическую программу на основе известных классических шлягеров, таких как "Полет шмеля", "Турецкое рондо", "В пещере Горного короля", фрагменты из опер "Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник" и тому подобное. Мы пригласили к сотрудничеству талантливых композиторов Веронику Тормахову и Евгения Петриченко, которые согласились сделать из инструментальной музыки хоровые аранжировки. Они предложили классические мелодии сочетать с популярными песнями. Например, "Сулико" и "Болеро" Равеля, "Цыганскую песню" из "Кармен" и известную композицию рок-группы "Nirvana", "Алилуя" Генделя и "Марш победителей" из фильма "Звездные войны". Вы, наверное, не представляете, как оно звучит вместе, но эти совершенно нестандартные идеи очень тонко, органично, красиво воплощены, - создается впечатление, что так было всегда! Это придает шарма и вызывает интерес у публики.



Проект пережил лишения, имел разных творцов, но в итоге получился интересным, потому что каждый, кто приобщался к нему на определенных этапах, вносил что-то свое. Определенную точку в этом процессе поставила Елена Столярова, но окончательно все "обернула и сделала конфетку" Анастасия Гнатюк. Сейчас она - один из наиболее интересных, чрезвычайно креативных молодых режиссеров.

- Идея хорового театра - не нова. Разные хоры, в том числе украинские, обращаются к ней. Скажем, Александр Вацек с "Ореей", Николай Гобдич с хором "Киев"...

- Мы ежегодно создаем сюжетно-тематическую программу. Перед "Choir Smiles" поставили "Украинское ожерелье песен" - новый взгляд на фольклор.

Нестандартная современная аранжировка и актерская игра позволяют подать украинскую народную песню - казалось бы, такую известную и порой заезженную - в абсолютно неожиданном свете. Мы эту программу в течение трех лет показываем и собираем полные залы. У нас практически нет бесплатных концертов. Мы должны выполнять определенные планы - проблема самоокупаемости.


- У хора есть своя публика, которая отслеживает именно ваши выступления?

- Да, но чтобы привлечь более широкий круг слушателей, нужно что-то особое, и именно это стало причиной обращения к театрализованному направлению в творчестве. Например, программа "Happy Day" содержит лучшие спиричуэлсы, которые мы смогли найти. С этим - проблема, потому что у нас не всегда есть доступ к музыке, которая нравится, следует вести переговоры с обладателем авторских прав и, в конце концов, за ноты нужно заплатить немалые деньги - от 100-150 евро. Получилась хорошая музыкальная подборка, которую Анастасия Гнатюк очень красиво поставила, - каждая композиция имеет свои решения: игровые, сценические, пластические. Артисты у нас - молодые, креативные, им это чрезвычайно интересно...

"Choir Smiles" мы ставили уже восьмой раз! Очень непросто, когда выпадает кто-то из артистов и следует ввести в программу нового человека, который должен выучить наизусть 30 партитур, к тому же ему нужно двигаться на сцене... Трудно за короткий срок справиться с таким объемом материала. Кадровое изменение - существенная проблема. Причины разные, в том числе и экономические. Нам чрезвычайно сложно соревноваться с национальными коллективами: зарплату имеем как минимум в два раза меньшую, а работать нужно порой намного больше.

- Хор "Крещатик" создавался как коллектив, направленный на популяризацию современной украинской музыки. Вы поете много произведений украинских композиторов, принимаете участие в ведущих украинских фестивалях "Киев Мюзик Фест", "Музыкальные премьеры сезона" и многих других.

- Постоянными участниками этих фестивалей мы являемся уже давно. А вот последние четыре года даем как минимум по два концерта - духовной и светской музыки. Вначале нам было очень сложно. Это же не просто переключить какой-то клапан в себе. Когда мы исполняли разные программы, причем не только по стилистике музыки, но и по манере звукоизвлечения, - например, хиты из кинофильмов, шлягеры ХХ в., а потом, например, концерты Веделя, я и сам должен был кое-что преодолевать в себе. Но сейчас это уже отработано.

- Это доказательство высокого профессионального уровня - актерского и вокального.

- Исполнительская форма коллектива на данный момент - очень хорошая. В прошлом году мы выступали в Польше на одном из самых престижных международных фестивалей духовной музыки "Хайнувка", где соревновались с чрезвычайно сильными коллективами из России, Литвы, Беларуси и других стран и достаточно уверенно победили. Звучала музыка Артемия Веделя, Симеона Пекалицкого. Мы получали невероятное удовольствие от того, что делаем. Видно, это почувствовали не только мы, но и члены жюри, и зал, которые по условиям соревнования не имели права аплодировать после выступления конкурсантов. Сам председатель жюри Ромуальд Твардовский не выдержал и начал хлопать в ладоши, а за ним и все остальные.

- Сейчас у нас происходит всплеск конкурсов: вокальных ансамблей и хоров имени Дмитрия Бортнянского в Киеве, вокалистов и хоров в Тернополе, хоровой конкурс имени Леонтовича, который возрождается после 8 лет забвения. То есть украинская нация в который раз демонстрирует свою певческую природу и способность преодолевать экономические трудности. С чем это связано?

- Если взять последнее десятилетие, Киев, в частности НМАУ, то я связал бы это с появлением во главе Студенческого хора Евгения Савчука. Сейчас исполнительское мастерство и педагогическая практика вышли на совершенно новый уровень. Каждый будущий хормейстер подходит к своему "инструменту" - хору - и самостоятельно делает программу. Он знакомится с совершенно разной музыкой: это может быть эпоха Возрождения, романтика и тому подобное. И это воспитывает музыкантов высокого уровня. Тем более, когда у руля стоит действительно выдающийся мастер своего дела. Студенты имеют возможность слышать его, работать под его руководством и учиться тому, что он им дает. Чрезвычайно важно и то, что хоровое сообщество активизировалось под руководством Александра Тарасенко - нового председателя Хорового общества имени Николая Леонтовича. По его инициативе проходит много мероприятий, летние хоровые академии, концерты и тому подобное. Сформировался новый фундаментальный подход к воспитанию будущих дирижеров. Если раньше многие выпускники вузов хотели остаться в Киеве, то сейчас они едут к себе на малую родину и создают там замечательные хоровые коллективы.


Автор: Ольга Голинская
Колективи: Академічний камерний хор "Хрещатик"
Диригенти: Павло Струць
Джерело: Газета День



Додати: Share on Facebook

Інші:

«Життєві цінності кардинально змінюють вектор...»
Музичний продюсер Олександр Пірієв: Шоу-бізнес не може стати взірцем ідентичності держави
Наталія Петій-Потапчук: про життя Закарпатського народного хору та про те, чому його місія здійсненна
Екатерина Кухар и Александр Стоянов: Мы не можем прожить друг без друга
Мирослав Скорик: Уночі до нас прийшли: "На збори вам дві години". У вагон для худоби посадили і до Сибіру вивезли
Національна оперета України святкує 85-річний ювілей
"Я завжди досягала мети, яку ставила перед собою"
Скрипаль Роман Кім: "Сучасному музиканту не можна бути надто у "формах" та боятися зіграти неправильні ноти"
Кшиштоф ПЕНДЕРЕЦЬКИЙ: "Музика повинна бути живою..."
Володимир СИВОХІП: "Генетичний код нації не заженеш у смартфон"
АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЯНЕНКО: ЗРИТЕЛЬ УЖЕ НЕ ВОСПРИНИМАЕТ ГЕРОЯ-ЛЮБОВНИКА, КОТОРЫЙ ВЕСИТ 100 КГ
Харьковское "Лебединое озеро" ошеломило бельгийскую публику
25 жовтня в усьому світі вперше відзначався Міжнародний день опери
Вікторія Московенко про проблему оренди Будинку актора, реставрацію, унікальний акустичний зал та різноманіття заходів
Володимир Шейко про ювілей Симфонічного оркестру Українського радіо: хочеться, щоб з концерту люди пішли просвітленими
"Ми просто були ілюстраторами цього матеріалу": розпорядник хору Верьовки про виступ з "95 кварталом"
На написання "Як тебе не любити, Києве мій!" батькові дали добу - Тамара Шамо
Співачка Тетяна Асадчева втекла із суду до консерваторії. І вже 10 років "іде з піснею до людей"
Kyiv Opera Theatre: директор театру Петро Качанов розповів про ремонт, ребрендинг і новий сезон
Координаторка Офісу з розробки гуманітарної політики Галина Григоренко: музична сфера - закрита, відкривати її є нашим завданням
Диригент Ярослав Шемет: "На першій репетиції треба поводитися як на першому побаченні"
Василь ВОВКУН: "Дайте нам відчуття опери нового століття"
«Доки буду викладати у Канаді, мої студенти знатимуть, де Україна»
Головний диригент оркестру Українського радіо Володимир Шейко: музика і нація - це сто відсотків об'єднані речі
Валерія БАЛАХОВСЬКА: "Орган - частина мого життя"
Чем классическая музыка обязана женщинам? Объясняет музыковед Фиона Мэддокс
120-річчя Львівської опери: Василь Вовкун розповів про сюрприз для глядачів
Оксана Линів: "У рамках фестивалю LvivMozArt можна буде почути твори трьох Моцартів"
Директор музичної школи Лисенка: ми маємо виховати аристократа і тоді буде країна аристократів, а не жебраків
Василь Вовкун: "До мого приходу у Львівську оперу аншлаги були рідкісним явищем"
Про музику як найшвидший шлях до серця
"Найкращий співак світу" Андрій Кимач: Після Консерваторії я працював на заводі у Польщі
Ми не маємо права на помилку історії пристрасті та успіху від прими-балерини Шишпор
"Iндустрій академічної музики в Україні катма"
Майкл Гуттман: "Мою скрипку звати Карло"
Секрети оперного співу та те, якою була поза сценою Євгенії Мірошниченко: розповідь її учениці
Про подальшу долю навчальних закладів естетичного освіти в інтерв'ю ZN.UA.
Музика Дилецького у знаковому просторі
«Плануємо спеціальний вагнерівський блок за участі кількох європейських театрів»
"На скрипці можна зіграти не тільки класику". Скрипаль Антон Вараниця розповів про можливості інструмента
      © 2008-2018 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
6.jpg