От хора к театру | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
От хора к театру
Академічний камерний хор
Струць Павло Петрович
От хора к театру
Павел СТРУЦЬ о реалиях жизни муниципального коллектива
7 грудня 2018, п'ятниця

Академический камерный хор "Крещатик" на сегодняшний день является одним из ведущих художественных коллективов государства. В творчестве артистов в последнее время наблюдаются новые интересные тенденции, что отмечают как профессионалы, так и слушатели. Среди них, в частности - создание оригинальных тематических программ. Две из них были показаны недавно в Киеве. Речь идет о гранд-концерте "O, FORTUNA!", посвященном 160-летию со дня рождения Джакомо Пуччини, и полярно противоположной по жанру и содержанию импрезе "Choir Smiles"/"Классика шутя".

В ближайших планах - подготовка проекта ко Дню Николая на основе известной повести Чарльза Диккенса о Скрудже (авторская музыка Андрея Бондаренко, где композитор сумел совершенно неукраинскую историю адаптировать к нашим реалиям)...

- Идея провести вечер "O, FORTUNA!" возникла у нас в конце прошлого года, когда было решено сделать ко Дню достоинства и свободы яркий концерт. Мы такие импрезы проводим ежегодно, - рассказал художественный руководитель и главный дирижер хора Павел СТРУЦЬ. - В прошлом году гостем хора "Крещатик" был Андрей Бондаренко, известный певец, который выступает на ведущих сценах Европы. Он исполнял произведения из своего репертуара. В этот раз решили пригласить солистов из Национальной оперы Украины - Татьяну Пиминову, Ксению Бахритдинову, братьев Петра и Павла Приймаков, солистов Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества Дарию Литовченко, Сергея Москальчука и других.

К сожалению, камерным составом хора мы имеем мало возможностей исполнять классическую музыку выдающихся европейских композиторов с какой-то мировой звездой. Но для нас было принципиальным, чтобы именно в Большом зале НМАУ проходили концерты, посвященные людям, которые погибли на Майдане.

- Где-то с 2015 года ваш коллектив стал экспериментировать в направлении хорового театра...

- В действительности это началось еще в 2007-м. Мы внедрили проект "Солнцеворот украинского обрядового пения", привязанный к календарному циклу народных праздников. В первом концерте были обыграны зимние обряды, далее - "Диво-Весно", где звучали веснянки-гаевки, потом купальские ритуалы и обжиночная программа "Свадебный хлеб". Сотрудничали с хореографом Аллой Рубиной - нестандартным человеком, который не обдумывает все заблаговременно, а рождает идеи спонтанно. По-видимому, в этом - ее изюминка, и в итоге получается хороший продукт. Это были интересные программы. Две из них - "Купало" и "Свадебный хлеб" - существуют доныне.

- Программу "Классика шутя" вы называете спектаклем.

- Идея была создать юмористическую программу на основе известных классических шлягеров, таких как "Полет шмеля", "Турецкое рондо", "В пещере Горного короля", фрагменты из опер "Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник" и тому подобное. Мы пригласили к сотрудничеству талантливых композиторов Веронику Тормахову и Евгения Петриченко, которые согласились сделать из инструментальной музыки хоровые аранжировки. Они предложили классические мелодии сочетать с популярными песнями. Например, "Сулико" и "Болеро" Равеля, "Цыганскую песню" из "Кармен" и известную композицию рок-группы "Nirvana", "Алилуя" Генделя и "Марш победителей" из фильма "Звездные войны". Вы, наверное, не представляете, как оно звучит вместе, но эти совершенно нестандартные идеи очень тонко, органично, красиво воплощены, - создается впечатление, что так было всегда! Это придает шарма и вызывает интерес у публики.



Проект пережил лишения, имел разных творцов, но в итоге получился интересным, потому что каждый, кто приобщался к нему на определенных этапах, вносил что-то свое. Определенную точку в этом процессе поставила Елена Столярова, но окончательно все "обернула и сделала конфетку" Анастасия Гнатюк. Сейчас она - один из наиболее интересных, чрезвычайно креативных молодых режиссеров.

- Идея хорового театра - не нова. Разные хоры, в том числе украинские, обращаются к ней. Скажем, Александр Вацек с "Ореей", Николай Гобдич с хором "Киев"...

- Мы ежегодно создаем сюжетно-тематическую программу. Перед "Choir Smiles" поставили "Украинское ожерелье песен" - новый взгляд на фольклор.

Нестандартная современная аранжировка и актерская игра позволяют подать украинскую народную песню - казалось бы, такую известную и порой заезженную - в абсолютно неожиданном свете. Мы эту программу в течение трех лет показываем и собираем полные залы. У нас практически нет бесплатных концертов. Мы должны выполнять определенные планы - проблема самоокупаемости.


- У хора есть своя публика, которая отслеживает именно ваши выступления?

- Да, но чтобы привлечь более широкий круг слушателей, нужно что-то особое, и именно это стало причиной обращения к театрализованному направлению в творчестве. Например, программа "Happy Day" содержит лучшие спиричуэлсы, которые мы смогли найти. С этим - проблема, потому что у нас не всегда есть доступ к музыке, которая нравится, следует вести переговоры с обладателем авторских прав и, в конце концов, за ноты нужно заплатить немалые деньги - от 100-150 евро. Получилась хорошая музыкальная подборка, которую Анастасия Гнатюк очень красиво поставила, - каждая композиция имеет свои решения: игровые, сценические, пластические. Артисты у нас - молодые, креативные, им это чрезвычайно интересно...

"Choir Smiles" мы ставили уже восьмой раз! Очень непросто, когда выпадает кто-то из артистов и следует ввести в программу нового человека, который должен выучить наизусть 30 партитур, к тому же ему нужно двигаться на сцене... Трудно за короткий срок справиться с таким объемом материала. Кадровое изменение - существенная проблема. Причины разные, в том числе и экономические. Нам чрезвычайно сложно соревноваться с национальными коллективами: зарплату имеем как минимум в два раза меньшую, а работать нужно порой намного больше.

- Хор "Крещатик" создавался как коллектив, направленный на популяризацию современной украинской музыки. Вы поете много произведений украинских композиторов, принимаете участие в ведущих украинских фестивалях "Киев Мюзик Фест", "Музыкальные премьеры сезона" и многих других.

- Постоянными участниками этих фестивалей мы являемся уже давно. А вот последние четыре года даем как минимум по два концерта - духовной и светской музыки. Вначале нам было очень сложно. Это же не просто переключить какой-то клапан в себе. Когда мы исполняли разные программы, причем не только по стилистике музыки, но и по манере звукоизвлечения, - например, хиты из кинофильмов, шлягеры ХХ в., а потом, например, концерты Веделя, я и сам должен был кое-что преодолевать в себе. Но сейчас это уже отработано.

- Это доказательство высокого профессионального уровня - актерского и вокального.

- Исполнительская форма коллектива на данный момент - очень хорошая. В прошлом году мы выступали в Польше на одном из самых престижных международных фестивалей духовной музыки "Хайнувка", где соревновались с чрезвычайно сильными коллективами из России, Литвы, Беларуси и других стран и достаточно уверенно победили. Звучала музыка Артемия Веделя, Симеона Пекалицкого. Мы получали невероятное удовольствие от того, что делаем. Видно, это почувствовали не только мы, но и члены жюри, и зал, которые по условиям соревнования не имели права аплодировать после выступления конкурсантов. Сам председатель жюри Ромуальд Твардовский не выдержал и начал хлопать в ладоши, а за ним и все остальные.

- Сейчас у нас происходит всплеск конкурсов: вокальных ансамблей и хоров имени Дмитрия Бортнянского в Киеве, вокалистов и хоров в Тернополе, хоровой конкурс имени Леонтовича, который возрождается после 8 лет забвения. То есть украинская нация в который раз демонстрирует свою певческую природу и способность преодолевать экономические трудности. С чем это связано?

- Если взять последнее десятилетие, Киев, в частности НМАУ, то я связал бы это с появлением во главе Студенческого хора Евгения Савчука. Сейчас исполнительское мастерство и педагогическая практика вышли на совершенно новый уровень. Каждый будущий хормейстер подходит к своему "инструменту" - хору - и самостоятельно делает программу. Он знакомится с совершенно разной музыкой: это может быть эпоха Возрождения, романтика и тому подобное. И это воспитывает музыкантов высокого уровня. Тем более, когда у руля стоит действительно выдающийся мастер своего дела. Студенты имеют возможность слышать его, работать под его руководством и учиться тому, что он им дает. Чрезвычайно важно и то, что хоровое сообщество активизировалось под руководством Александра Тарасенко - нового председателя Хорового общества имени Николая Леонтовича. По его инициативе проходит много мероприятий, летние хоровые академии, концерты и тому подобное. Сформировался новый фундаментальный подход к воспитанию будущих дирижеров. Если раньше многие выпускники вузов хотели остаться в Киеве, то сейчас они едут к себе на малую родину и создают там замечательные хоровые коллективы.


Автор: Ольга Голинская
Колективи: Академічний камерний хор "Хрещатик"
Диригенти: Павло Струць
Джерело: Газета День



Додати: Share on Facebook

Інші:

Володимир Шейко розповів, як обирають дітей на проект “Я — віртуоз!”
Піаністка- вундеркінд Христина Михайличенко розповіла про конкурсну діяльність та новий сольний альбом
Інколи люди не розуміють класичну музику через невдале її виконання — Стелла Красовська
Диригент Володимир Сіренко
Українка з Перемишля здобула місце на сцені Цюрихської Опери
Кшиштоф Пендерецький: «Найдосконаліша, найчистіша музика для мене та, де звучить людський голос»
Сам собі оркестр: вінничанин виготовляє інструменти з усього світу за описом з інтернету
Співати може кожен. Чому франківці плачуть у вокальній школі «Lika Music»
25 років на Волині: організатор міжнародного фестивалю про повернення «райського куточка» світового класика
От хора к театру
Вікторія Лук'янець: "Про мене кажуть: "Трудоголік, залізна конячка". Усе здобувала своїм талантом і важкою працею"
"Ти щаслива людина, якщо можеш займатися улюбленою справою" - скрипаль-віртуоз Олександр Божик про концерт в Івано-Франківську та свою творчість
Скрипаль-віртуоз Олександр Божик: "Покажу тернополянам, як за допомогою телевізійного пульта керувати оркестром"
«Мені казали, що потрібно народитися в штанях, аби стати диригентом»
Вікторія ЛУК'ЯНЕЦЬ: "Про мене кажуть: "Трудоголік, залізна конячка". Усе здобувала своїм талантом і важкою працею"
Дмитро КАЦАЛ:"Іноді з "глухарів" виростають солісти"
Анжеліна ШВАЧКА. Вдача дикої птицi
Диригент Ревакович: "Музика незалежності" відбулася завдяки синергії українських і польських установ
Володимир Сіренко про 100-річчя оркестру, класичну музику та українських композиторів
Ми плануємо довгострокові проекти з Українським культурним фондом - Моніка Гроховська
Ми є третім за віком радіо-оркестром Європи — диригент Володимир Шейко
Більшість композицій виконані творчими колективами Українського радіо — редакторка UA: Класична музика
«Виступати перед сьогоднішніми захисниками України для нас велика честь…»
Остап Шутко: «Музика – це мова, яку не треба перекладати»
«Моя «зброя» – голос!»
Директор Ужгородської музичної школи знає, чому коли людина щаслива, її душа співає
Андрій Кошман, баритон, соліст формації «NOVA OPERA»
«Життя моє - опера!»
Класична музика є пропуском у «клуб цивілізованих» – Василь Василенко
Галина Стеценко: «Відчуваю дідову присутність у своєму житті»
День відкритих дверей у музеї Кошиця
Дві сотні мелодій однієї садиби
Від Баха до Гласса: як навчитися розуміти класику
Людина і... гаджети
Надія Величко: “Коли заграв орган, я наче почула голос Бога”
«Любовний напій» Ольги Кульчинської та Андрій Бондаренка
«Хто ж не мріє злетіти на Олімп! Але не ціною втрати голосу»
Український фестивальний оркестр зі Львова записав цикл для міжнародного проекту "Пісні для Юдіт"
Оксана Линів: "Розвиток культурного життя в Україні буде тоді, коли житиме позитивна творча конкуренція"
Володимир Шейко: "Диригент – це покликання"
      © 2008-2018 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
6.jpg