Пианист Юрий Кот: Играл на одном дыхании, как Шопен | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Пианист Юрий Кот: Играл на одном дыхании, как Шопен
Кот Юрій
Пианист Юрий Кот: Играл на одном дыхании, как Шопен
28 червня 2010, понеділок
Поширити у Facebook

На столичных Липках состоялся уникальный «салонный» концерт пианиста Юрия Кота.

О своих планах на будущее, о том, как зарубежные импресарио бросают артистов на произвол судьбы и почему американцы предпочитают шоу музыке, известный пианист рассказал корреспонденту «Известий в Украине» Роману Коляде.

В двухтысячном зале Шопен играл бы с удовольствием

Сейчас, в конце июня, многие говорят об итогах сезона. Что отпечаталось в вашей памяти за истекший сезон? Будет ли у вас летний перерыв?

У меня нет сезонов как таковых, я их не открываю и не закрываю, все происходит достаточно спонтанно.

Педагогическая деятельность переходит в концертную и наоборот. Например, как педагогу мне этим летом еще предстоят мастер-классы в Киеве, в Австрии и, по многолетней традиции, в Сербии. Поскольку 2010-й — год Шопена, то у меня было много предложений по шопеновским программам.

Очень запомнился концерт в центральном зале Мадрида на 2000 мест. Это был, как сказали сами испанцы, «гранд концерт». Два часа непрерывной музыки.

В Шоколадном домике, например, я сыграл часть этой программы, не определяя заранее порядок произведений. Исходил из ощущения салонной атмосферы, в которой и сам Шопен играл свои шедевры. Понятно, что представить себе ее в точности невозможно, но попытаться приблизиться к ней вполне можно.

А каково было играть Шопена в двухтысячном мадридском зале?

Вы знаете, очень легко. Мне сложно представить, как к этому отнесся бы сам Шопен, но мне кажется, он играл бы там с удовольствием. Акустика позволяла играть без особых усилий, самый тихий звук был слышен одинаково хорошо везде.

Это современный, относительно недавно построенный концертный зал, прекрасно оборудованный по всем параметрам. Я играл в Испании и в более старых залах. Например, есть дворец музыки в Барселоне, построенный Гауди, внутри это огромное помещение, а снаружи кажется, что это какой-то огромный торт или пирожное. А тот мадридский концерт был памятен еще и тем, что происходил он как раз в разгар вулканической деятельности в Исландии, и мне пришлось возвращаться через всю Европу домой на автобусе. Причем импресарио, которые меня приглашали, никак меня в этом не поддержали, поэтому с ними пришлось разорвать отношения.

К сожалению, к музыкантам на Западе, как и у нас, отношение по-прежнему не очень хорошее. На первом месте стоит гонка за деньгами, и менеджеров интересует, чтобы музыкант при любых условиях приехал и отыграл. После того как они получили кассу, ты их уже не интересуешь. Типично капиталистический подход (улыбается).

Если мы выдвигаем такие претензии к западному менеджменту, то что можно сказать о нашем?

А я его не знаю. Его существование для меня — загадка. Я с ним никак не пересекался. Концерты, помимо филармонических, происходят на каких-то личных контактах. Есть замечательные люди с потрясающей энергией, как, например, Нина Сиваченко (организатор «Шоко-Классики». — Известия в Украине). Может быть, это и есть наш менеджмент? Правда, он совершенно не коммерческий.

Мы все еще считаем современной музыку начала XX века

Ваше имя можно часто услышать в контексте современной фортепианной музыки. Пишут ли современные композиторы что-то интересное для фортепиано сейчас?

Вы знаете, исполнительское ощущение все-таки сильно отстает от композиторского. Есть, конечно, исключения, как, например, Евгений Громов, который является первооткрывателем огромного количества современных фортепианных произведений. А в массе своей исполнительство сильно отстает.

Нужно, чтобы и вкусы несколько приспособились к современному музыкальному языку, ведь мы все еще считаем современной музыку начала XX века. Нам очень мешает наш академизм, ведь намного легче, надежнее сыграть программу из произведений Шопена, которую совершенно понятно, как играть.

А исполнение современных произведений рождает элемент открытия и приносит какие-то новые идеи. Даже будучи полностью выученными, современные пьесы могут совершенно преобразиться прямо на сцене, в процессе исполнения. Тем не менее лично я сейчас несколько отошел от современной музыки — исходя из конкретных концертных задач.

Может быть, потому, что современная музыка зашла в своем развитии в тупик и следует возвращаться на круги своя, к новой простоте или, скажем, к простой красоте? Как вообще, по-вашему, будет развиваться музыка дальше?

Сложно сказать, но если будет развиваться цивилизация, то и культура, а вместе с ней и музыка тоже будет развиваться. Куда — неизвестно, но не думаю, что в сторону простоты. Если даже возвращается то, что было, то все равно на каком-то новом витке.

Поиск, конечно же, будет продолжаться. Другое дело, что он заходит иногда слишком далеко. Возьмите Скрябина, который ушел так далеко, что его догнать никто не смог. В этом смысле он классик.

Точно так же в свое время Бетховен, который благодаря или вопреки своему недугу совершил невероятный переворот в музыке. И эта магистраль уходит в никуда, продолжать ее невозможно. А сейчас, несмотря на обилие информации, интернет, очень мало событий, которые можно назвать откровениями.

Может быть, потому, что еще более повысилась требовательность к производимому выступлением эффекту. Кто-то этим пользуется и исполняет совершенно цирковые номера, которые, может, и не оставят никакого следа в истории.

Кстати, по поводу цирковых номеров. В США время от времени проводятся «чемпионаты по игре на музыкальных инструментах», где участник должен не только виртуозно играть, но и творить попутно некое шоу. Как вы относитесь к подобным вещам?

О, это очень по-американски, это типично для их культуры. Я никогда не забуду конкурс в Майями, после которого мы с Ириной Алексийчук выступали в концерте под названием Monster Concert. На сцене стояло пять роялей. Больше они, видимо, просто не смогли себе позволить. Публика заходила в зал и говорила: «Вау!». В этом звуке был смысл всего концерта, можно было уже не играть.

Публика уже была счастлива. Там своя психология. Они перед концертом веселят публику, шутят. Помню, тогда играли четверной концерт Баха. Пианисты пообщались с публикой, потом один из них поднял руку и сказал: «One, two, three, four…» — и они заиграли Баха…

Вы говорите, что это очень типично для Америки. А что очень типично для нас, можно ли в этом смысле как-то выделить нашу культуру?

Пока сложно сказать. Мне кажется, что мы все еще что-то выжидаем, мы не еще не сформировались. Мы уже ушли от салонного музицирования, но не пришли к большим концертам. У нас нет возможностей для действительно больших концертов, наша филармония, положа руку на сердце, — большой салон. С другой стороны: хорошо, сейчас какой-то бизнесмен выстроит двухтысячник, как в Мадриде.

Ну, может быть, через пару десятилетий публика его заполнит. А пока мы стоим на распутье, и нам нужно вспомнить хотя бы самих себя, ведь когда-то, идя по Киеву, можно было часто услышать из окон звуки рояля


Автор: Роман Коляда
Виконавці: Юрій Кот
Джерело: Газета "Известия в Украине"



Інші:

"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
“До перемоги”
Як народжується музика?
“Тримаємо культурний фронт”
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
110116_202.jpg