|
...Виолончель - то есть душа моя
Міжнародний фестиваль "Харківські Асамблеї"
24 жовтня 2017, вівторок
Поширити у Facebook
В рамках XXIV международного музыкального фестиваля «Харьковские ассамблеи», приуроченного к 100-летию Харьковского национального университета искусств им. И П. Котляревского, состоялся концерт виолончельной музыки.
Воспитанники класса Елены Михайловны Щелкановцевой исполнили произведения разных стилевых направлений. Каждый исполнитель представил несколько произведений, которые в целом воспринимались как музыкальные истории, овеянные лирическими воспоминаниями. В них был слышен и голос Мастера — педагога, которая помогает студентам стать профессионалами и даже становиться лауреатами международных конкурсов.
Концертную программу открыл Романс для виолончели и фортепиано Валентина Борисова в исполнении студента 4 курса Вячеслава Рудого (виолончель) и Станислава Калинина (фортепиано). Образный мир произведения в «теплом» звучании виолончели был наполнен постоянной переменой настроения. Также прозвучала Интродукция и Полонез ор. 3 для виолончели и фортепиано Ф. Шопена, где виолончель вела утончённую мелодическую линию на фоне изящных шопеновских россыпей у фортепиано.
Студентка 2-го курса Анастасия Шебанова представила утонченное «Адажио» Алессандро Марчелло, которое часто приписывают перу его современников Антонио Вивальди и даже Иоганну Себастьяну Баху. «У фонтана» Карла Давыдова было насыщено звукоизобразительными моментами, которые также сполна отпущены виолончельным краскам. Артем Литовченко (студент 5-го курса) раскрыл слушателю образные миры Андрея Штогаренко и Юрия Шапорина. Скерцо Шапорина в его исполнении можно назвать «полетом шмеля» для виолончели. Исполнителю удалось продемонстрировать владение техническими приемами игры в пассажных вихрях, которые мгновенно смещались то вверх, то вниз.
Лирическую линию продолжила Елена Прокудова, исполнив сцену из балета «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева и «Мелодию» Петра Чайковского (переложение для виолончели Хак ван Лир). Звук виолончели у нее сочный, певучий в верхнем регистре и напряжённый на нижних струнах. «Мелодия» в оригинале написана П. Чайковским для скрипки, виолончельное исполнение придает ей характер душевной исповеди, воспоминания о прекрасном прошлом.
Арсений Ставицкий исполнил Сонату Пьетро Локателли, выдающегося виртуоза XVIII века и новатора в области скрипичной техники. В исполнении А. Ставицкого были моменты, когда казалось, что мы слушаем барочную оперную музыку, только вместо голоса поет виолончель.
Прекрасным завершением концерта стало выступление трио виолончелисток в составе Елены Прокудовой, Анастасии Шебановой, Полины Шатрюк, и пианиста Станислава Калинина, темпераментно исполнивших «Адажио» из балета «Каменный властелин» Виталия Губаренко.
Концерт виолончельной музыки прошел на одном дыхании и отличался яркой образностью и отличным техническим мастерством. А его неотъемлемой частью стали комментарии ведущей, кандидата искусствоведения Екатерины Подпориновой. «Слушая молодых музыкантов, своих сверстников, я вспоминала стихи Ольги Седаковой, которая назвала виолончельный звук «не целясь, попадающим в цель». И цель его всегда одна и та же – наша душа».
Виконавці: Станіслав Калінін
Навчальний заклад: Харківський національний університет мистецтв ім. І.П. Котляревського
Конкурс (фестиваль): Міжнародний фестиваль "Харківські Асамблеї"
Джерело: izvestia.kharkov.ua
|