Девиз нынешних ассамблей — «Играем вместе!» | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Девиз нынешних ассамблей — «Играем вместе!»
Девиз нынешних ассамблей — «Играем вместе!»
Интервью с народной артисткой Украины Татьяной Веркиной
26 вересня 2012, середа
Поширити у Facebook

Народна артистка України Тетяна Веркіна. Фото з сайту: http://timeua.info28 сентября на большой сцене Национального театра оперы и балета им. Н. В. Лысенков Харькове состоится событие, уже ставшее для любителей классической музыки доброй традицией.

На протяжении 21 года каждую осень начинает свою работу Международный музыкальный фестиваль «Харьковские ассамблеи — противление злу искусством».

Предварит знакомство с величественным праздником музыкального искусства беседа с бессменным организатором и идейным вдохновителем многонационального фестиваля, народной артисткой Украины Татьяной Веркиной.

— Татьяна Борисовна, нынешний фестиваль проходит в год 95-летнего юбилея старейшего в Украине творческого вуза и, конечно же, он откроется праздничным концертом?

— Да, 28 сентября состоится грандиозный концерт, в котором примут участие педагоги, выпускники и студенты Национального университета искусств им. И. П. Котляревского.

За пульт Молодежного академического симфонического оркестра «Слобожанский» встанут наши прославленные дирижеры — народный артист Украины Анатолий Калабухин, заслуженный деятель искусств Украины Шалико Палтаджян и лауреат международных конкурсов Юрий Яковенко.

«Слобожанский» сменит симфонический оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Юрия Янко, затем на сцену поднимется университетский камерный оркестр профессора Леонида Холоденко и университетский оркестр народных инструментов заслуженного деятеля искусств Украины Бориса Михеева. Будут представлены все ведущие коллективы ХНУИ, солисты оперного театра и филармонии.

Кстати, почему свою историю университет искусств отсчитывает не с музыкальных классов Харьковского императорского российского музыкального общества, созданного в 1871 году Ильей Слатиным, а с 1917-го?

— Потому что открытие в 1917 году государственной консерватории стало неким результатом профессионального музыкального образования, заложенного в дореволюционный период. Не первое и среднее образовательное звено, а именно высшее учебное заведение, которым мы с той поры являемся, существует на протяжении девяти с половиной десятилетий.

Менялись эпохи, идеологии — Харьковская консерватория неоднократно переименовывалась. С 1920 года она существовала как Музыкальная академия, в 1923-м именовалась Муздраминститутом, в 1963-м, слившись с театральным вузом, была переименована в Институт искусств, с 2004-го это уже университет, получивший в 2011-м статус Национального университета искусств.

— В этом году вы стали кавалером ордена «За заслуги» III степени и ваше имя украсило список выдающихся людей, удостоенных статуса «Почетный гражданин Харькова»…

— К орденам у меня отношение невероятно уважительное. Я с детства привыкла гордиться моим прадедом Никифором Коваленко, полным Георгиевским кавалером, чье имя выбито в почетном пантеоне Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца, орденами, медалями деда и отца. Невольно вспоминая своих предков, всегда хочется добавить к моему ордену еще два слова — «… перед Отечеством».

Этот орден, прежде всего, признание заслуг вверенного мне университета и высочайшего уровня его преподавательского состава. Два десятилетия назад наш вуз практически исчез с карты Украины. Практически не было конкурса среди абитуриентов… Теперь мы стали заметны не только в Украине, но и во всем мире. На протяжении последних пяти лет Харьковский национальный университет искусств стойко держит первое место среди творческих вузов нашего государства.

Что касается звания «Почетный гражданин Харькова», то больше всего мне доставило радость то, что в число номинантов 2012 года меня выдвинули не друзья, коллеги и ученики, а общественность города. Хорошо осознаю — раз выпала такая честь и нелегкая судьба оказаться в таком статусе, то предъявлять к себе профессиональные требования надо настолько высоко, насколько позволяют способности.

Когда мне сообщили о этом решении, то восприняла его очень сложно: во-первых, обрадовалась за престиж университета, во-вторых, увидела в нем высшую справедливость, ведь мой отец Борис Иеремиевич Веркин не дожил до столь высокой оценки своей деятельности. Организатор и директор Физико-технического института АН УССР, создатель уникальной филармонии физиков, отец следовал только благородным целям. И сейчас в связи с моей наградой, его имя, думаю, обретает такое же признание. А я, став почетным гражданином Харькова, как мне кажется, оправдываю доверие отца.

— Давайте, если не возражаете, продолжим беседу, попутно знакомя с программой ассамблей.

— 29 сентября в большом зале ХНУИ в исполнении стипендиатов РОТАРИ-клуба г. Харькова Анны Бычковой (сопрано), Валентина Правосуд (кларнет) и Марка Сердюка (фортепиано) прозвучит камерная музыка. В малом зале вуза пройдет встреча с профессором, доктором искусствоведения, членом-корреспондентом Академии музыки Украины Мариной Черкашиной-Губаренко, которая завершится концертной программой «Опера — любовь моя!» с участием лауреатов и дипломантов международных конкурсов вокалистов и пианистов. В вечернем отделении — «Камерная музыка харьковских композиторов» — прозвучат произведения Д. Клебанова, М. Карминского, В. Бибика, В. Мужчиля, В. Птушкина и других.

30 сентября кафедра концертмейстерского мастерства (художественный руководитель Евгения Никитская) в концертном исполнении представит оперу Шарля Гуно «Фауст», где главные партии исполнят Игорь Сахно (бас), Вероника Шут (сопрано), Александр Бондарчук (тенор). Партия фортепиано — Надежда Груша. В большом зале пройдет концерт фортепианной музыки. Профессор Московской консерватории, народный артист России Игорь Котляревский сыграет произведения Бетховена и Шопена.

1 октября в большом университетском зале состоится уникальный концерт гениальных исполнителей вокальной музыки из Великобритании — Карен Радклифф (сопрано) и Майкла Белл (фортепиано). Прозвучат произведения Дебюсси, Форе и Пуленка. 2 октября представленные исполнители проведут мастер-классы для тех, кто интересуется вокальной музыкой.

— Самое большое достоинство «Харьковских ассамблей», с вашей точки зрения?

— Это интерес, который проявляет к нему молодое поколение. «Ассамблеи» взрослеют, а их публика, заполняющая зрительные залы, молодеет.

24 кафедры трех факультетов нашего университета представлены на фестивале юными талантливыми исполнителями. На концертах присутствуют их друзья, интересы которых не связаны с музыкальным искусством, однако такие посещения концертов не проходят бесследно. Трудно научиться понимать гармонию окружающего мира, но поняв, уже невозможно жить иначе.

Не слушая настоящую музыку, невозможно стать настоящим ученым, врачом, педагогом. Иными словами — настоящим в любой сфере человеческой деятельности. Поэтому, на мой взгляд, станет показательным концерт выпускников и студентов класса Дианы Гендельман, который состоится 3 октября в большом зале ХНУИ. Романсы, арии и дуэты из классических опер прозвучат в исполнении солистов Большого театра России и солистов харьковской оперной сцены.

— Нюрнберг — побратим Харькова — примет участие в ассамблеях?

4 октября ждем больших эмоциональных потрясений от концерта Вольфганга Манца — профессора Нюрнбергского университета музыкального искусства. В его программу вошли сложнейшие произведения Ференца Листа.

5 октября в Доме органной музыки с благословения архиепископа Харьковского и Богодуховского Онуфрия с музыкальными поздравлениями от Харьковской епархии будут петь хоры Духовной семинарии, храма Архангела Гавриила, Свято-Ильинского храма, Свято-Покровского монастыря, а также вокальный ансамбль «AXIOS» и камерный хор Национального технического университета.

— «Харьковские ассамблеи» набирают силу, они признаны и в Америке, и в Европе, и в Азии. Теперь не надо объяснять и доказывать их значение и предназначение. Труднее было создавать ассамблеи или из года в год поднимать их профессиональный уровень?

— Нам не трудно держать высокую планку исполнительского мастерства, а вот обретать союзников в борьбе с мракобесием массовой культуры с каждым годом все труднее. В отличие от серьезной музыки, попса не требует работы ума, а оттого доступна и любима многими. В этой связи хочу вспомнить короткую притчу об известном афинском мудреце, при встрече с которым гетера Ламия сказала с улыбкой: «Поклонники твоей мудрости, Сократ, не расстаются с тобой.

И всё-таки я сильнее тебя: ведь ты не можешь отбить у меня моих друзей, а я, стоит мне захотеть, переманю к себе твоих». Сократ ответил: «Вполне понятно: ведь ты ведёшь их под гору порока, а я заставляю карабкаться на гору добродетели, а это слишком трудная дорога».

— Спасибо за содержательную беседу.

Прямая речь
Татьяна Веркина: «Когда коллеги из Москвы посещают Харьков, они удивляются тому, как нам удалось воссоздать атмосферу, характерную для Московской консерватории второй половины прошедшего столетия. Я понимаю, что они имеют в виду, так как сама в 1970-х училась в Московской консерватории, и была исполнена гордого счастья, ступая по её величественным ступеням. Когда сейчас профессура легендарного московского вуза замечает перемены и сравнивает их с лучшими временами, это дорогого стоит».
Программа «Харьковских ассамблей» с 6 октября

6 октября в зале специализированной музыкальной школы пройдет концерт-презентация рояля «Yamaha». Прозвучит фортепианная музыка отечественных и зарубежных композиторов. В концертном зале филармонии музыку Моцарта и Брукнера исполнит симфонический оркестр «Слобожанский». Дирижер Буркхард Ремпе, солист — Волфганг Манц.

7 октября в большом зале ХНУИ прозвучит старинная хоровая музыка в исполнении ансамбля «CFNTUS FIRMUS» и детского хора из Днепропетровска. В вечернем отделении камерный университетский оркестр с солистами из Израиля, Швейцарии и Франции сыграет произведения Моцарта, Ларсона и Гайдна.

8 октября в большом зале ХНУИ фортепианную музыку играет завкафедрой Львовской музыкальной академии Йожеф Ерминь, а в Доме органной музыки можно будет услышать концерт лауреата международных конкурсов Томаша Орлова. Органный концерт состоится благодаря поддержке Генерального консульства Республики Польша в Харькове.

9 октября в большом зале ХНУИ играет камерный дуэт из Германии «Eidnt Strings» — Валерий Насушкин (скрипка), Микаэл Самсонов (виолончель).

10 октября в большом зале ХНУИ симфоническим оркестром «Слобожанский» дирижирует Тарас Куценко. Солирует скрипач из Дании Никлас Йенсен.

11 октября в большом зале ХНУИ пройдет музыкальный марафон лауреатов международных и национальных конкурсов. В Доме органной музыки польские музыканты Роман (орган) и Мария (скрипка) Перуцкие будут исполнять музыку Боровского, Пачоркевича и Райнбергера.

12 октября в камерном зале ХНУИ прозвучит музыка Аренского, Мартину, Пьяцоллы. В большом зале ХНУИ пройдет большой концерт скрипичной музыки с солистами Московской консерватории.

13 октября в большом зале ХНУИ состоится концерт преподавателей кафедры общего и специального фортепиано, в котором примут участие заслуженные артистки Украины Елена Соболева и Елена Скворцова (сопрано). В камерном зале в исполнении польских и украинских исполнителей прозвучат произведения польских композиторов XVIII — XXI столетий.

В Доме органной музыки в исполнении Натальи Гребенюк (сопрано) и Станислава Калинина (орган) прозвучат произведения отечественных и зарубежных композиторов разных времен. Вечером в большом зале ХНУИ будет представлена большая программа из произведений для фортепианной музыки, учеников кафедры специального фортепиано класса народной артистки Украины Татьяны Веркиной.

14 октября в большом зале ХНУИ пройдет закрытие «Харьковских ассамблей-2012». Молодежный оркестр «Слобожанский» играет под управлением Юрия Насушкина (Испания). Солисты Виктор Абрамян (скрипка, Россия), Валентин Смолянинов (фортепиано, Украина). Звучат произведения Мендельсона, Пярта, Дворжака и Птушкина.

В рамках «Харьковских ассамблей» пройдет научно-практическая конференция — «Путь к мастерству в реалиях исполнительской практики и образования», а также профессиональные классы выдающихся мастеров музыкального искусства.


Автор: Олександр Анничев
Конкурс (фестиваль): Міжнародний фестиваль "Харківські Асамблеї"
Джерело: timeua



Інші:

Віталій Пальчиков: "Одержимість ідеєю я взяв за основу..."
Анжеліна Швачка: «Оперний співак повинен мати залізну волю і залізні нерви»
Концерт заради миру: як Омар Арфуш змінює світ через музику
Диригентка Оксана Линів — про дебют в Метрополітен-опера і просування української музики в світі
"У нас іншого шляху немає, ми мусимо інтегруватися в світову культуру" – Струтинський
Йорг Цвікер: «Якщо тримати очі відкритими, життя пропонує стільки чудових речей!»
Незрівнянний світ краси: що розповідає і що приховує фільм про Назарія Яремчука
Музична керівниця Національної філармонії Наталія Стець: «Представили за сезон понад 1 тис. 120 концертів»
Як готують шоу Within Temptation на ATLAS UNITED 2024 — інтерв'ю з композиторкою Марією Яремак
Наталія Пасічник, директорка Українського інституту у Швеції
Петро Качанов: «Без глядачів театр – це просто приміщення»
Я не заспівала жодної російської опери, — Софія Соловій
«Елегія військового часу»
Головний диригент Полтавського театру імені Гоголя Олександр Сурженко відзначає 65-річний ювілей
Ярослав Ткачук: життя у… балеті
Андрейс Осокінс, латвійський піаніст
КОМПОЗИТОРКА БОГДАНА ФРОЛЯК: «ТРАГІЗМ, СВІТЛО, ДРАМАТИЗМ І НАДІЮ ПЕРЕЖИВАЄМО МИ, УКРАЇНЦІ, В ЦЕЙ ТЯЖКИЙ ЧАС ВІЙНИ»
Світова зірка Людмила Монастирська
Роман Григорів, Ілля Разумейко: «Сучасне мистецтво, сучасна опера — це те, що відрізняє нас від росії»
«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
120125_906.jpg