Кирилл Карабиц: "Могу позволить себе не гнаться за количеством концертов, а работать над их качеством" | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Кирилл Карабиц:
Карабиць Кирило
Кирилл Карабиц: "Могу позволить себе не гнаться за количеством концертов, а работать над их качеством"
Украинский дирижер, возглавивший старейший оркестр немецкого города Веймар, отмечает 40-летие
28 грудня 2016, середа
Поширити у Facebook

Кирилл Карабиц — едва ли не первый украинский дирижер, получивший такое признание на Западе. Выпускник Киевской консерватории имени Чайковского дебютировал в 1996 году с ансамблем солистов «Киевская камерата», работал дирижером-ассистентом Фестивального оркестра Будапешта, сотрудничал с оркестром Национального радио Франции, был приглашенным дирижером Филармонического оркестра Страсбурга. С 2009 года Кирилл был главным дирижером Борнмутского симфонического оркестра (курортный город на берегу Ла-Манша, Великобритания), получившего музыкальный «Оскар» — премию британского Королевского филармонического общества и титул любимого оркестра мира. С 2016 года украинский дирижер работает в Веймаре, где руководит старейшим (с более чем 500-летней историей) оркестром. В этом немецком городе Кирилл и отметил 40-летний юбилей


*За 20 лет творческой деятельности Кирилл Карабиц дирижировал многими музыкальными коллективами по всей Европе


— В этот день у меня был концерт, — говорит Кирилл Карабиц. — А после него наконец-то встретился с семьей, пятилетним сыном, которых не видел последние несколько недель. И это был для меня лучший подарок — спокойный семейный вечер. Больше ничего и не нужно. После ежедневных многочасовых репетиций, когда звенит в ушах и болят руки, хочется тишины и уюта. Я не делаю культа из дня рождения. Это такой же день в году, как и все остальные. Никогда не придумываю себе того, чего в этот день произойти не может.

— В детстве также отмечали праздники в семейном кругу?

— У нас все было очень традиционно для того времени. Приходили друзья родителей, а потом — мои друзья. Но в юношестве я эту традицию поломал и праздновал в компании друзей. Однажды мне подарили крутой скейтборд. Это был самый запоминающийся подарок. Правда, времени для развлечений было не так уж много. Я ведь с детства был погружен в музыкальную среду, часто бывал на репетициях, концертах, родители брали меня на различные фестивали. Было здорово, но в саму музыкальную суть происходящего я не вникал и не хотел этого делать. Интереснее было слушать пластинки группы АВВА. Занятия в музыкальной школе при Киевской консерватории, где я учился игре на фортепиано, тоже не вызывали у меня большого энтузиазма. Наоборот, хотел бросить это дело, возникло какое-то отвращение к музыке. Как и многие дети, я не был усидчивым и не хотел часами сидеть за инструментом.

— Что же вас остановило?

— Привык. Желание заниматься музыкой пришло позже, уже в старших классах. Я увлекся оркестровыми записями, до дыр заслушал 11-ю симфонию Шостаковича. Она просто ошеломляла своим звучанием. Слушал ее, наверное, тысячу раз. Очень хотелось развиваться в музыкальном плане. И когда появилась возможность поехать учиться в США по программе обмена учениками, родители отправили меня за границу. Тогда это стоило огромных денег — обошлось родителям в около пяти тысяч долларов. Такую сумму отец получил в качестве гонорара за произведение, написанное к столетию украинской диаспоры в США.

Я жил в семье музыкантов и ходил в обычную школу. Оказавшись вырванным из привычной среды, очень страдал. Ведь в Киеве я уже дирижировал коллективом, исполнявшим «Реквием» Верди, а в Америке ничего не происходило, пришлось заниматься самостоятельно. Я хотел получить хорошее музыкальное образование и стать дирижером.

— В США вы и начали писать музыку?

— Создал свое первое произведение «Концертато» для оркестра. Партитуру выслал папе по почте, чтобы услышать мнение украинских педагогов. Выдающийся украинский дирижер, руководитель Национального симфонического оркестра Владимир Сиренко исполнил его и сделал запись. Эту кассету я подал в несколько американских музыкальных вузов и везде был принят.

— Тем не менее вернулись в Киев. Почему?

— Учиться в Америке оказалось слишком дорогим удовольствием для нашей семьи. Поэтому я пошел в нашу консерваторию сразу на два факультета: хоровой и симфонического дирижирования. На третьем курсе решил в качестве эксперимента подать документы в Венскую академию музыки. Особо не рассчитывал на то, что буду принят, хотел просто посмотреть, что из этого выйдет. И поступил! Правда, только на первый курс, а параллельно учился в Киеве. Наверное, с этого шага и началась моя европейская история.

— Теперь вы уже не студент, а успешный 40-летний дирижер. Что значит для вас этот возраст?

— В первую очередь опыт. Это повод оглянуться назад, проанализировать свои достижения и ошибки, сделать выводы. Есть профессиональный багаж, на который можно опереться.

— Этот опыт дает вам возможность получать интересные контракты в Европе. Как работается на должности генерального музыкального директора Немецкого национального театра и главного дирижера государственной капеллы в Веймаре?

— С сентября я занял эту должность. Действительно, творческая жизнь здесь очень бурная. У меня полная творческая свобода. Пожалуй, впервые почувствовал, что могу менять все коренным образом. Предлагаю коллективу свои решения, концепцию и очень рад, что мы находим взаимопонимание. Для меня это совершенно новый опыт. Теперь в штатном расписании коллектива 150 человек, в то время как в Англии было 35. Остальные музыканты были приглашенными. В моем распоряжении огромный оркестр, хор, театр, концертный зал.

— Как получили эту должность?

— Совершенно не планировал работать в Германии. Все получилось случайно. Заболел коллега и меня буквально за неделю до концерта попросили подменить его. Оркестр откликнулся на первую же репетицию. В Восточной Германии люди помягче, нет такого жесткого прагматизма, как в Западной Германии. До этого у меня уже был опыт работы с немецкими оркестрами, и я относился к Германии с опасением. Но оно оказалось напрасным. Здесь могу играть любую музыку, не только известные, но и совершенно новые произведения, а также знакомить немцев с украинской музыкой.

Кроме того, я занимаюсь организационной работой. Это планирование сезона, расписание работы оркестра, репетиции, прослушивание новых музыкантов, встречи с коллегами в театре…

— По-прежнему живете в Париже?

— Во Франции у меня есть своя квартира, где мы жили с семьей, пока я не стал работать в Веймаре. В Париже, куда попал благодаря «Радио Франс», мне всегда было комфортно. Считаю себя очень везучим, ведь из 80 кандидатов на место дирижера выбрали именно меня. В свое время мой отец был дружен с министром финансов Франции, и тот в память об этой дружбе предложил мне пожить у него в довольно скромной комнате. Позже я перебрался в свое жилье. Работал в разных городах и странах, но жить оставался в Париже. К примеру, в Дортмунд летал на самолете: всего полтора часа — и я на месте. Точно так же летаю теперь и в Веймар. Из Парижа удобно добираться до любой точки мира, хотя я не очень люблю переезды.

Полноценно отдохнуть могу только дома. Когда выпадает пару свободных дней, что бывает очень редко, просто гуляю по городу, отсыпаюсь, занимаюсь йогой. Сейчас все больше времени провожу в Веймаре, здесь ведь не только концерты, но и много административной работы. Минимум на три года остановлюсь здесь. И график мой очень привязан к этому городу, поэтому сейчас как раз занимаюсь решением бытовых вопросов, жильем в том числе. Присматриваюсь к городу и к его жизни. Переезд сюда стал для меня полной неожиданностью. Даже графики не успел скорректировать и все еще пребываю в стрессе от нагрузок. Это утомительно физически, но я доволен. Творческая работа — благодарный труд.

— Вы являетесь самым успешным украинским дирижером за рубежом. Как вам удалось достичь успеха?

— Спасибо за комплимент. На самом деле, никакого секрета нет. Просто было фанатичное желание самореализоваться, несмотря ни на какие преграды в жизни. И постоянная работа над собой. Кстати, в этом году отмечаю и 20-летие своей творческой деятельности. Дирижером своего первого концерта я стал в 19 лет. Это было в Доме учителя в Киеве. И вот с того времени не останавливался. Хотя в начале пути даже не подозревал, какой это тяжелый труд.

Когда читал биографии известных дирижеров, завидовал им — они столько путешествовали, видели. И не думал о том, что за всем этим стоят безумная усталость, постоянное недосыпание, неправильное питание… Из года в год все тяжелее выдерживать такие нагрузки. Поэтому мне хочется изменить свой образ жизни и получить стабильность. Могу позволить себе не гнаться за количеством концертов, а работать над их качеством.

— Сейчас к чему стремитесь?

— Хотелось бы добиться внутреннего спокойствия, что особо тяжело удавалось в первые годы профессиональной карьеры. Все строилось на постоянных стрессах. Я был словно спортсмен, который принимает участие в соревнованиях во всех видах спорта. Сейчас мне уже не нужно никому ничего доказывать. Хотелось бы улучшить качество своей жизни. Главное — не гоняться за успехом, а просто полноценно жить и заниматься любимым делом. Совершив ошибки, нужно стараться проанализировать их и исправить. И не бояться браться за что-то новое.

— Часто бываете в Киеве?

— Удается вырваться несколько раз в году. Планирую приехать в феврале 2017-го. Готовлю три концерта с ансамблем «Киевские солисты», которые состоятся в столичной филармонии, Национальном театре имени Ивана Франко и в Украинке под Киевом. Это очень красивый город, там прекрасный зал. Вместе с мэрией пытаюсь развивать в нем музыкальную жизнь. Концерт будет благотворительным, хочу помочь городу собрать деньги на реставрацию концертного зала. Мне очень нравится, как реагирует на музыку местная публика.

Руководство города поддержало идею, надеюсь, мы и дальше будем развивать эту инициативу. Цель таких проектов — заставить наше общество, политиков подумать о культуре. Она должна быть на первом месте. Ведь украинцами нас делает культура, а не политика. Если мы сможем доказать, что наша страна имеет давние и глубокие культурные корни, никогда не встанет вопрос, существует ли Украина.


Автор: Лилия МУЗЫКА
Диригенти: Кирило Карабиць
Джерело: /fakty.ua



Інші:

«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
110307_530.jpg