Опера от Леонардо Винчи | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Опера от Леонардо Винчи
Миненко Юрій
Опера от Леонардо Винчи
Леонардо Винчи писал оперы и разделил судьбу Моцарта. Один из его забытых шедевров предстал в новом блеске в Кельне
7 січня 2013, понеділок
Поширити у Facebook

Опера от Леонардо Винчи. Фото с сайта: ttp://www.dw.de

Его звали Винчи. Леонардо Винчи. Он родился в Калабрии, на юге Италии, в деревне Стронголи, около 1690 года и, таким образом, не имел никакого отношения к своему великому тезке Леонардо да Винчи, жившему на два века раньше.

Как и Моцарт, Винчи не дожил до 40. И, как и в случае Моцарта, его ранняя смерть в 1730 году сопровождалась слухами, будто талантливого композитора, только-только начавшего восхождение к большой славе, кто-то отравил. Возможно, завистливый коллега-конкурент. Называли даже конкретное имя: Сальери в данном случае звали Николо Порпора. Оба композитора соперничали за благосклонность неаполитанской и римской оперной публики. Впрочем, возможно, причиной отравления был не подмешанный в чашку шоколада яд, а элементарная желудочная инфекция.

"Оргия красоты"

На этом завершается детективно-клубничная часть истории и начинается по-настоящему сенсационная: только что старательные археологи от музыки извлекли на свет божий последнюю из приблизительно 25 дошедших до наших дней опер Леонардо Винчи: "Артаксеркс" ("Artaserse") на знаменитое и многократно "озвученное" либретто Пьетро Метастазио о древнем персидском властителе.

Уже первые рецензии на диск, опубликованный несколько месяцев назад, имели восторженный тон, немецкие критики писали о подлинной "оргии красоты" и сравнивали "Артаксеркса" с оперными шедеврами Генделя (Georg Friedrich Händel). За диском последовало и "живое" исполнение, превзошедшее все ожидания любителей барокко. В ноябре 2012 года постановка была показана во французском Нанси, в конце декабря состоялось два концертных исполнения в Кельне, обеспечивших местной опере давно невиданный аншлаг.

Пять контратеноров на одной сцене

Леонардо Винчи написал свою оперу для шести солистов, пятеро из которых являлись кастратами. Учитывая, что премьера состоялась в 1730 году в Риме, в этом нет ничего особенного: выступление женщин на оперной сцене строго воспрещалось Святым престолом. Кастрация, впрочем, тоже каралась отлучением от церкви, но это не мешало массовому "производству" певцов-кастратов, особенно на юге Италии, в окрестностях Неаполя.

Еще пару лет назад постановщики подобной оперы не обошлись бы без женщин-певиц. Лишь появление в последние годы на оперной сцене целой плеяды молодых певцов-мужчин с разработанными горловыми голосами (фальцетами) или природными сопрано сделало подобный проект возможным. В Кельне на сцене стояло сразу пятеро блестящих контратеноров.

Сегодня, когда сам факт существования экзотических тембров перестал удивлять, можно лишь порадоваться тому, сколько разнообразными могут быть мужские голоса в диапазоне приблизительно от "до" малой октавы до "си" второй. В проекте "Артаксеркс" представлен весь спектр: от головокружительно высокого, но удивительно мужественно звучащего голоса аргентинца Франко Фаджоли (принц Абрак) до динамичного фальцета украинца Юрия Миненко (в роли злодея Мегабиза), от пленительного лирического сопрано румынского певца Валера Барна-Сабадуса (Земира) до элегантного контратенора Макса Эмануэля Ченчича (Мандана).

Вечная игра полов

Несмотря на то, что певцы изображают на сцене разнополые пары, "Артаксеркс" не оставляет и тени ощущения травестии или гомоэротики. Мужчины, исполняющие женские партии, не ломаются, не пытаются "изображать женщин", но лишь виртуозно и дисциплинированно, несколько отстраненно, выпевают феерические по сложности колоратуры, написанные композитором. В результате драма о любовных интригах и династических распрях обретает некий абстрактный характер.

Это вполне соответствует духу барочной оперы, лишенной психологизма в современном понимании. В постановке в Нанси этот аспект был подчеркнут и сценическими средствами: певцы выглядели на сцене как марионетки, которыми ловко управляли кукловоды из миманса. Кстати, последние были исключительно женщинами.


Автор: Анастасія Буцко
Виконавці: Юрій Миненко
Джерело: dw.de



Інші:

Станція, або розклад бажань: друга прем’єра за тиждень
Проєкт «Спадок» спільно з Музеєм Ханенків представляє альбом романсів на тексти класиків і обробки народних пісень ХХ століття
Королева українського театру. Як Марія Заньковецька "поставила на місце" Росію ще в XIX столітті і відреклася від родини заради сцени
Актор та керівник головного столичного театру звернувся до українців за кордоном
У Києві відбулася світова прем’єра першої опери Бортнянського, яка вважалася втраченою
«Театральна вечірка non stop»
Закарпатський народний хор увійшов у свій 79-й концертний сезон і розпочав підготовку до 80-літнього ювілею
НОВАТОРСЬКА ОПЕРА-КАБАРЕ «ТГШ. ПОДОРОЖ У ЧАСІ»
ДО 100-РІЧЧЯ ВІД ДНЯ НАРОДЖЕННЯ КОРИФЕЯ УКРАЇНСЬКОГО ОПЕРНО-ХОРОВОГО МИСТЕЦТВА ЛЬВА МИКОЛАЙОВИЧА ВЕНЕДИКТОВА (1924 – 2017)
Станіслав Людкевич і Василь Барвінський, які не дали затихнути українській музиці
Духовність Центральної Європи в музиці: від Пендерецького до Пярта
Мистецтво неможливого
Пам’яті тої «Рути»
«Арсенал» Довженка в Берліні: Історія, яка резонує і через століття
Мельпомена Таврії
Зараз 11 наших людей у війську, - очільник Національної оперети Струтинський
Полон в росії замість фестивалю в США: музиканти з миколаївської 36-ї бригади перебувають у неволі
10 мудрих цитат легендарного актора Богдана Ступки про життя, любов та Україну
Ярослав та Інгігерда. Тисячолітня українсько-шведська історія кохання на фестивалі Bouquet Kyiv Stage- 16 серпня
”ВІД СЯНУ до ДОНУ”
Геніальний тенор
Змушували відкопувати тіла вбитих маріупольців: історія музиканта військового оркестру
Ukrainian Freedom Orchestra втретє зазвучить у світі
У музеї на Кіровоградщині діє виставка, присвячена ювілею відомого композитора і диригента
Опера «Тарас Бульба» лютого патріота Миколи Лисенка. Як її подати світові у час війни з росією?
Українсько-польські музичні мости Фонду “Pro Musica Viva”
ОПЕРА В ЕПОХУ ЗЛОДІЙСТВА
ЄВРОБАЧЕННЯ - МУЗИКА І НЕ ТІЛЬКИ
Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
121216_028.jpg