|
Музыка без кожи
Скрипач Дмитрий Ткаченко и дирижер Федор Глущенко дали в Киеве показательное выступление
18 січня 2013, п'ятниця
Поширити у Facebook
16 января в Национальной филармонии состоялся совместный концерт украинско-британского скрипача Дмитрия Ткаченко, российского дирижера Федора Глущенко и Национального симфонического оркестра.
Сделав центральными пунктами программы произведения Арнольда Шенберга и Людвига ван Бетховена, музыканты, сумели продемонстрировать свои лучшие качества.
Творчеством Арнольда Шенберга — изобретателя додекафонной техники, эдакого музыкального Урфина Джюса, умевшего оживлять мертворожденные мелодии, нашего слушателя прежде пугали как детей — стариком Бабаем. Между тем эти не всегда благозвучные произведения — признанная классика XX века, и нашей публике, похоже, уже приходится с этим считаться.
Шенбергу и его коллегам-додекафонистам, не сговариваясь, в прошлом году посвятили специальные программы сразу несколько столичных коллективов. Однако одно дело — додекафоническое гетто, которое обходят стороной поклонники Моцарта, и совсем другое — концерт, в котором сладкозвучный Вольфганг Амадей и игнорирующий традиции бунтарь Шенберг исполняются в один вечер. Органичность такого соседства, впрочем, способны доказать талантливые музыканты. Так случилось и в этот раз.
Концерт открылся увертюрами Моцарта — универсальным аперитивом к любому симфоническому концерту. Увертюры к операм "Похищение из сераля" и "Так поступают все женщины" прозвучали бойко, звонко и слаженно, за исключением медленных эпизодов, показавших, что у оркестрантов, привыкших слепо следовать за палочкой дирижера, совершенно притупилось собственное чувство внутритактового биения. Эта проблема возникла и при исполнении Концерта для скрипки с оркестром ор.36 Шенберга, партитура которого, помимо интонационных сложностей, таит в себе еще и ритмические рифы.
Знатоки давно признали эталонной трактовкой этого опуса запись Пьера Булеза, который даже в лирических фрагментах композитора видел лишь картонную маску Пьеро, надетую поверх злобной ухмылки Арлекина. Дмитрий Ткаченко и Федор Глущенко услышали эту музыку совершенно иначе, прочитав ее как экспрессионистское продолжение позднеромантической традиции, в которой искренние эмоции обнажены до такой меры, словно с героя содрали не только одежду, но и кожный покров. В соответствии все с той же романтической традицией солист полностью перетянул на себя внимание слушателя, заставив его следить за битвой героя-одиночки с многоголовой армией оркестрантов.
Во втором отделении слушателя ждал отдых от нововенских баталий: прозвучала самая светлая и спокойная симфония Бетховена — Шестая, известная как "Пасторальная". Она была исполнена с таким точным пониманием авторской логики, что, казалось, ее и нельзя сыграть иначе. Маэстро Федор Глущенко вел оркестрантов по бетховенской партитуре, чуть ли не жмурясь от удовольствия в самых солнечных местах и заражая своим настроением окончательно разомлевшую публику.
Автор: Ольга Морозова
Колективи: Національний заслужений академічний симфонічний оркестр України
Виконавці: Дмитро Ткаченко
Концертна організація: Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
Джерело: .kommersant.ua
|