Украинская фортепианная школа: вперед большими шагами | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Украинская фортепианная школа: вперед большими шагами
Баришевський Антоній
Кізлова Ольга
Украинская фортепианная школа: вперед большими шагами
Интервью с Антонием Барышевским
20 червня 2014, п'ятниця
Поширити у Facebook

Молодой украинский пианист Антоний Барышевский – лауреат многих международных фортепианных ристалищ: в Испании, Италии, обладатель гранпри конкурсов во Франции и Марокко. В октябре в Люксембурге он в очередной раз завоевал звание лауреата, а недавно победил в Берне.

В числе его удач и ІІ премия в 2005 году на VI конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица (средняя группа). В конце мая Барышевский неожиданно для скептиков победил на конкурсе пианистов в Тель-Авиве. С напряжением следили за ходом этих состязаний поклонники фортепианного искусства во всем мире. Благо, онлайн-трансляции и последующая возможность просмотра ее записи на сайте конкурса – давно не проблема.

Многие прогнозировали победу ученице председателя жюри россиянке Марии Мазо, которая в итоге стала лауреатом лишь четвертой премии. Интрига сохранялась до последней минуты конкурса и разрешилась на церемонии вручения наград в тель-авивском зале «Гейхал ха-Тарбут».

Антоний Барышевский. Конкурс Вл. Горовица, 2005 год

Наш музыкант получил Золотую медаль, главный приз 40000 долларов и премию в размере 4500 долларов за лучшее исполнение обязательного произведения израильского композитора Беньямина Юсупова «Лабиринтов подсознания».

Антоний Барышевский с Евой Рубинштейн, дочерью Артура Рубинштейна на приеме во время вручения премии в Тель-Авиве

Это особенно здорово: украинская исполнительская школа постепенно завоевывает в мире собственные высокие позиции. Зимой слушала, как он играл несколько пьес на открытии детского конкурса им. В.Пухальского в Киеве. Это были «Балет невылупившихся птенцов», «Баба Яга», «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М.Мусоргского и фантазия Владимира Горовица на тему оперы «Кармен» Ж. Бизе. Что сказать – это зрелый мастер, достойный солист Национальной филармонии Украины.

В настоящее время, после конкурса пианист находится в Париже. Нам удалось взять у лауреата небольшое интервью по телефону.

- Поздравляю вас, Антоний, с победой в одном из самых престижных мировых пианистических состязаний – конкурсе им. Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. Скажите, что вы почувствовали, когда услышали свое имя на самой его вершине?

Спасибо большое. Честно говоря, я не поверил в первые минуты и был в некотором шоке и смущении в последующем времени. Немного странно, что люди как будто ждут какого-то особого поведения человека, который оказывается победителем – хотят видеть «радость со слезами на глазах», или сумасшедший экстаз, что-то в этом роде. Мне же хотелось побыстрее куда-нибудь уйти. Это не из скромности, просто чувствую себя не в своей тарелке в такие пафосные моменты.

- Расскажите о людях, сыгравших важную роль в вашем становлении.

Антоний Барышевский . Фото Романа Ратушного

- Мне невероятно повезло с педагогами. Начал учиться у Алины Соркиной в киевской ДМШ №14. После ее отъезда за границу закончил 5-ю школу у Риты Семёновны Донской. А в десятилетке им. Н. Лысенко, консерватории, аспирантуре, да и по сей день занимаюсь у Валерия Козлова. Этим замечательным людям принадлежат мои заслуги не меньше, чем мне. Они дали мне колоссальное количество знаний, и я неимоверно благодарен им.

- Вы участвовали чуть ли не в двух десятках соревнований. Скажите, на сколько сложно подготовить огромную программу трех туров и чем вы руководствовались при ее выборе для последнего конкурса?

- Тут есть несколько компонентов: с одной стороны, хочется поставить в программу произведения, которые сейчас нравится играть, что-то новое. А, с другой – то, что уже достаточно уверенно получается, «обыгранные» пьесы. Есть произведения хорошие, но, так сказать, «не конкурсные». Приходится выбирать достаточно эффектную музыку, но, по возможности, не сильно затасканную.

- Я слушала исполнение вами цикла М.Мусоргского „Картинки с выставки” около года назад в Большом зале Академии Чайковского. Вы вполне владеете собой и играете, если можно так выразиться, рассчетливо. Что вы чувствуете во время выступлений?

- На сцене должен быть некий баланс между рассчётом и спонтанностью игры, потому что, при перекосе в одну сторону получится «компьютерное исполнение», а в другом случае – хаос. Идеальный вариант – это когда музыка «рождается на сцене». К этому хочется стремиться.

- Какой конкурс из пройденных запомнился наиболее ярко и чем?

- Почему-то, перебирая в памяти, вспомнил один из первых моих конкурсов, под Киевом в Ворзеле. Особо запомнилось, как дорога к зданию, где проходили прослушивания, шла от железнодорожной станции через лес. Там не было ни роялей, ни пианино для разыгрывания перед выступлением, и я „разыгрывался” на ...бильярдном столе, обнаруженном в одной из комнат.

- Удивительная история, типично наша... Скажите, Антоний, возникает ли общение с коллегами в конкурсном процессе? Вы слушаете выступления соперников?

- На конкурсе Рубинштейна я послушал вживую только Романа Лопатинского, свого соотечественника и хорошего знакомого, остальных слушал в записи, правда, не всех.
Общение было замечательным, и с иностранцами из дальнего зарубежья, и с русскими – благо, о политике разговор не заходил (хотя я и ожидал напряжённых дискуссий на эти темы). Хотя как правило моменты «прохода-не прохода» в следующий тур делают общение менее непринуждённым.

- Как солист Национальной филармонии вы выступаете перед разными аудиториями. Каков уровень украинской публики?

- Наша публика ничем не уступает по уровню образованности любой другой. Как и во многих странах, среди людей в зале есть и профессионалы, и меломаны, и просто любопытствующие. Может быть, нам ещё предстоит перебороть апплодисменты между частями, разговоры по мобильному во время выступления, но уже здорово то, что в зал приходят те, кто десять лет назад слушал только эстраду.

- У вас есть стилевые предпочтения? Как относитесь к современной музыке?

- Мне нравится и музыка трубадуров, и ars nova, и музыканты эпохи ренессанса, барокко. Хотя в игре чувствую себя наиболее комфортно в романтической музыке и в мире Равеля, Скрябина, Мессиана. С большим интересом слежу за современной музыкой, особенно украинской – для меня такие композиторы, как Алексей Ретинский, Максим Шалыгин, Святослав Лунёв являют новую музыку Украины. Не упомянул Валентина Сильвестрова – но я считаю, он уже в истории, как ключевое звено нашей композиторской школы, хотя он и не преподаёт.

- В жизни Украины происходят важные политические события. Что, по-вашему, следует реформировать в отечественной культуре?

- Нужно создать условия для того, чтобы музыканты оставались на родине. Чаще приглашать звёзд мирового масштаба для концертов, мастер-классов – слава Богу, в этом направлении уже есть сдвиги. Но по прежнему мы не можем услышать в наших залах Андраша Шиффа, Мюррея Перайю, Анне-Софи Муттер, Даниэля Баренбойма... Хорошо бы, конечно, чтобы государство начало помогать фестивалям, таким, как Chamber music session, или «Изоляция», который лишился недавно своей базы в Донецке благодаря «миролюбивым ополченцам» из ДНР.

- Есть ли сегодня у вас зарубежные предложения? Каковы планы на будущее?

- Конкурс Рубинштейна даёт своим лауреатам определённое количество ангажементов как в Израиле, так и зарубежом – в Европе, Австралии, США. Надеюсь, что все эти концерты состоятся, но также я буду продолжать учавствовать в программах Национальной филармонии Украины.

- Антоний, пожалуйста, расскажите о том, что считаете важным для себя. И возможно, поделитесь курьезными моментами вашей творческой жизни.

- По поводу конкурса Рубинштейна любопытно, что я подавал документы на него три раза, и только в этом году был допущен „по бумагам” на первый тур. Конечно, документы были разной степени презентабельности в разные годы, но, возможно, это будет для кого-нибудь примером того, что «всему своё время».

- Спасибо за разговор и желаю вам успехов на концертном поприще и в личной жизни.


Автор: Ольга Кізлова
Виконавці: Антоній Баришевський
Музикознавці: Ольга Кізлова



Інші:

"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
“До перемоги”
Як народжується музика?
“Тримаємо культурний фронт”
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
707.JPG