Гия Канчели: «Война – безумство» | Music-Review Ukraine
Головна
Огляд
Гия Канчели: «Война – безумство»
Василевич Юрій
Мимрик Михайло
Москаленко Олександр
Гданський Сергій
Київський камерний оркестр
Київський квартет саксофоністів
Муніципальний камерний хор
Гобдич Микола
Кофман Роман Ісаакович
Гия Канчели: «Война – безумство»
19 травня 2015, вівторок

Легендарный грузинский композитор, живой классик, знакомый миллионам по популярным мелодиям к фильмам «Мимино», «Кин-дза-дза» Георгия Данелия и музыкальным спектаклям (прежде всего к «Хануме», идущей на многих сценах бывших союзных республик и в Украине в том числе), а также покоривший гурманов классической музыки своими симфоническими и камерными композициями, посетил Киев накануне своего 80-летия.



В концерте приняли участие киевский камерный оркестр под руководством Романа Кофмана, муниципальный камерный хор «Киев» под руководством Николая Гобдича и киевский квартет саксофонистов под руководством Юрия Василевича.

– Гия Александрович, с каким настроением вы приехали в Киев?

– Для меня всегда большая радость бывать в вашей столице. История моих отношений с Киевом длится, наверное, уже около 50 лет. Сорок восемь лет тому назад, когда мы с супругой соединили наши судьбы, приехали в свадебное путешествие в Киев. С того времени у меня необычайная любовь к этому городу, к этой стране и к этому народу. Здесь в разное время прошло немало моих концертов. И мне очень приятно, что я сумел доковылять до такого возраста и в год своего юбилея опять попал в ваш замечательный, неповторимый город. Хочется не ударить лицом в грязь, хочется, чтобы моя музыка понравилась киевскому слушателю.



– С чем  приехали  на сей раз?

– Сегодня будет исполнено четыре произведения. Первое для хора и нескольких ударных. Оно называется «Убаюкивание солнца». Это произведение было написано для фестиваля, посвященного солнцу, который проходил в Риге. В фестивале участвовали представители разных континентов и все посвятили свои сочинения солнцу. Дальше – сочинение на слова нашего гениального поэта Важа Пшавелы «Война – безумство» для хора и квартета саксофонов. Смысл этого сочинения в его названии: война напрасна, если даже хотите, война – глупость. Второе отделение – «Ночные молитвы» для соло (сопрано), саксофона и камерного оркестра.


И, наконец, произведение, которое я посвятил моему другу Георгию Никола­евичу Данелии, с которым имел честь работать еще с начала в шестидесятых прошлого века, – «Маленькая Данелиада». В нем использованы темы, в свое время написанные для его фильмов. Для меня это произведение дорого особенно потому, что в нем я постарался показать, что в моей музыке не обязательно капают слезы, иногда я умею улыбаться.

Программа составлена из авангардной и популярной музыки. Считаю, что музыка должна быть разная, потому что слушатели разные.

Вы много работали для театра. Расскажите об этой странице вашего творчества.

– Это долгий разговор. Самая интересная история связана с «Ханумой», у которой сложилась счастливая сценическая судьба. Роберт Стуруа, великий грузинский режиссер, поставил «Хануму» в тбилисском театре Руставели. Я написал музыку к нему. Потом спектакль в один из приездов в Тбилиси посмотрел Георгий Александрович Товстоногов. И решил поставить его в Большом драматическом театре в тогдашнем Ленинграде. Пригласил двух авторов – Бориса Рацера и Владимира Константинова, которые должны были написать куплеты к постановке с учетом вкусов русской публики.

Когда они почувствовали, что спектакль получается удачным,  обратились ко мне, чтобы я написал музыку. Затем он был поставлен в Одессе, в театре музыкальной комедии. Рацер и Константинов уверяли меня, что если роль князя Понтиашвили сыграет Михаил Водяной, спектакль распространится, как венерическая болезнь. Так оно и вышло. «Ханума» шла минимум в 80 театрах, даже в городах, которые в ту пору были засекречены, например в Арзамасе-16. Когда число постановок достигло многих десятков, Рацера и Константинова прозвали «Двое на Канчели». Кстати, «Хануму» поставили тогда и в Киеве в самодеятельном театре дворца культуры завода «Химволокно». У меня была переписка с организаторами и руководителями этого театра. Я высылал им партитуру спектакля. Они приглашали меня на премьеру. Правда, приехать я не сумел, но поздравил театр телеграммой.

– Известно, что вы уже давно не живете в Грузии.

– Да, 20 лет я живу в Антверпене и считаю Бельгию своей второй родиной. Несколько лет назад меня загнали в искусственную кому – привезли в клинику в Антверпене, охладили и не знали, что будет со мной, когда меня опять приведут в чувство. К счастью, когда они меня согрели, я вернулся к жизни нормально мыслящим. Как вы считаете, по-моему, я нормально мыслю?

– Вы человек с большим житейским опытом. Какие правила вынесли из жизни? Поделитесь ими.

– Я понял одну важную вещь. С самых древних времен происходит борьба зла с добром. Зло всегда бывает агрессивным. Добро – необычайно уязвимым. Но, как ни странно, в конечном итоге добро все­гда побеждает зло. Так же в каждом из нас два эти чувства – добра и зла – присутствуют. И самое главное – уметь в самом себе вызывать эмоции добра, которые должны превалировать над отрицательными эмоциями. В моей музыке, как мне кажется, присутствуют эти два момента. А вообще я не могу похвастать каким-то великим знанием. Напротив. Вот недавно сочинил произведение и назвал его тремя шумерскими словами, которые означают «я не знаю». Когда я был молодой, когда я достиг средних лет, то думал, что что-то знаю. Сегодня, когда мне исполняется восемьдесят, я понял, что не знаю ничего. Я ничего не могу понять, что вокруг нас происходит и почему это происходит. Очень завидую тем людям, которые все знают. Вот такие мысли и беспокойство в связи с ними, отображаются в моей музыке.

 



Автор: Валерій ПОЛІЩУК
Колективи: Київський камерний оркестр, Київський квартет саксофоністів, Муніципальний камерний хор "Київ"
Виконавці: Юрій Василевич, Михайло Мимрик, Олександр Москаленко, Сергій Гданський
Диригенти: Микола Гобдич, Роман Кофман
Концертна організація: Національний портал академічної музики “Music-review Ukraine”, Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
Джерело: rg.kiev.ua



Додати: Share on Facebook

Інші:

На фестивалі LvivMozArt представили прем’єру опери Бортнянського "Алкід"
Житомир із лекцією відвідав американський композитор
Уроки історії та... балет
"Коли цвіте папороть" забороняли 40 років
Проект "Шляхи дружби" на Софійській площі
У Миргороді відбулося урочисте відкриття Міжнародного музичного фестивалю “В гостях у Гоголя”
Харківська філармонія завершила 89-й сезон у новому Органному залі
"Повертаємо Україну до європейської сім'ї": на Софійській площі американський актор декламував "Портрет Лінкольна"
Порошенко нагородив голлівудського актора Малковича орденом
Тисячі киян слухали на Софійській площі концерт «Шляхи дружби. Равенна–Київ»
1 липня на Софійській площі відбулася знакова мистецька міжнародна подія – концерт Міжнародного проекту «Шляхи дружби. Равенна–Київ» під орудою видатного митця сучасності, диригента Ріккардо Муті (Італія) за участю актора Джона Малковича (США)
Сумчани в сімнадцяте зустрічають фестиваль духової музики «Сурми України»
Учні – Великому вчителю
Піаністка з Індії влаштувала для полтавців незвичний концерт
“Операфест Тульчин 2018” зібрав кращих вокалістів України
П’ятірка 1 червня: Юні, талановиті й уже пошановані лауреатськими званнями
У Львівській філармонії оркестр «INSO-Львів» виконав найвідоміші твори Йоганна Штрауса
Звуки роялю: в Ужгороді виступила піаністка зі Швейцарії
Абсолютний рекорд: майже 1300 дітей з усієї Вінниччини відвідали дитячу оперу «Коза-Дереза» у Тульчині
Концерт під відкритим небом на Потьомкінських сходах зібрав понад 10 тисяч глядачів
У Бучі відбувся Міжнародний музичний фестиваль "О-FEST 2018"
Дев'ята хорова асамблея пам'яті Любомира Боднарука
"Мирослав Скорик у стилі Jazz"
В Одесі стартував IV Міжнародний музичний фестиваль ODESSA CLASSICS
За підтримки благодійного фонду Олександра Шевченка у Франківську дав концерт легендарний Мирослав Скорик
Під час концертів Мирослава Скорика вдалося зібрати понад 50 тисяч гривень на лікування важкохворих дітей
Володмимр Зубицький. Україна. Народна симфонія єднання для хору та симфонічного оркестру. Щедрик.
“Гей, нумо, кобзарі, будем грати до зорі!” „Хортицький Кобзар”
Прем'єра "Українського реквієму" в Чикаго
Королева не мала імені: показали балет "Спляча красуня" з міфічними істотами
В Виннице состоялся 16-ый международного фестиваль имени Петра Чайковского и Надежды фон Мекк.
У Харкові пройшов мистецький фестиваль-конкурс для дітей і дорослих
Гала-концерт V-го сезону Дитячої філармонії Святошинського району
Полтавські гітаристи відзвітували про свої таланти
Концерт "Відродження філармонії" у Дніпрі зібрав 62 тисячі гривень
Запорізька обласна філармонія підбила підсумки 78-го концертного та 61-го симфонічного сезонів
Хобарт Эрл на Театральной площади Одессы: Иоганн Штраус и украинский гопак
Cпівачка Фатіма Чергіндзія презентувала хмельничанам монооперу
У Бейруті відбувся концерт видатної української оперної співачки, солістки Віденської опери, народної артистки України Вікторії Лук’янець
Відкриття Вайнберга
      © 2008-2018 Music-review Ukraine



File Attachment Icon
11167962_943999278985086_1649044335674449803_n.jpg