Гия Канчели: «Война – безумство» | Music-Review Ukraine
Головна
Огляд
Гия Канчели: «Война – безумство»
Василевич Юрій
Мимрик Михайло
Москаленко Олександр
Гданський Сергій
Київський камерний оркестр
Київський квартет саксофоністів
Муніципальний камерний хор
Гобдич Микола
Кофман Роман Ісаакович
Гия Канчели: «Война – безумство»
19 травня 2015, вівторок

Легендарный грузинский композитор, живой классик, знакомый миллионам по популярным мелодиям к фильмам «Мимино», «Кин-дза-дза» Георгия Данелия и музыкальным спектаклям (прежде всего к «Хануме», идущей на многих сценах бывших союзных республик и в Украине в том числе), а также покоривший гурманов классической музыки своими симфоническими и камерными композициями, посетил Киев накануне своего 80-летия.



В концерте приняли участие киевский камерный оркестр под руководством Романа Кофмана, муниципальный камерный хор «Киев» под руководством Николая Гобдича и киевский квартет саксофонистов под руководством Юрия Василевича.

– Гия Александрович, с каким настроением вы приехали в Киев?

– Для меня всегда большая радость бывать в вашей столице. История моих отношений с Киевом длится, наверное, уже около 50 лет. Сорок восемь лет тому назад, когда мы с супругой соединили наши судьбы, приехали в свадебное путешествие в Киев. С того времени у меня необычайная любовь к этому городу, к этой стране и к этому народу. Здесь в разное время прошло немало моих концертов. И мне очень приятно, что я сумел доковылять до такого возраста и в год своего юбилея опять попал в ваш замечательный, неповторимый город. Хочется не ударить лицом в грязь, хочется, чтобы моя музыка понравилась киевскому слушателю.



– С чем  приехали  на сей раз?

– Сегодня будет исполнено четыре произведения. Первое для хора и нескольких ударных. Оно называется «Убаюкивание солнца». Это произведение было написано для фестиваля, посвященного солнцу, который проходил в Риге. В фестивале участвовали представители разных континентов и все посвятили свои сочинения солнцу. Дальше – сочинение на слова нашего гениального поэта Важа Пшавелы «Война – безумство» для хора и квартета саксофонов. Смысл этого сочинения в его названии: война напрасна, если даже хотите, война – глупость. Второе отделение – «Ночные молитвы» для соло (сопрано), саксофона и камерного оркестра.


И, наконец, произведение, которое я посвятил моему другу Георгию Никола­евичу Данелии, с которым имел честь работать еще с начала в шестидесятых прошлого века, – «Маленькая Данелиада». В нем использованы темы, в свое время написанные для его фильмов. Для меня это произведение дорого особенно потому, что в нем я постарался показать, что в моей музыке не обязательно капают слезы, иногда я умею улыбаться.

Программа составлена из авангардной и популярной музыки. Считаю, что музыка должна быть разная, потому что слушатели разные.

Вы много работали для театра. Расскажите об этой странице вашего творчества.

– Это долгий разговор. Самая интересная история связана с «Ханумой», у которой сложилась счастливая сценическая судьба. Роберт Стуруа, великий грузинский режиссер, поставил «Хануму» в тбилисском театре Руставели. Я написал музыку к нему. Потом спектакль в один из приездов в Тбилиси посмотрел Георгий Александрович Товстоногов. И решил поставить его в Большом драматическом театре в тогдашнем Ленинграде. Пригласил двух авторов – Бориса Рацера и Владимира Константинова, которые должны были написать куплеты к постановке с учетом вкусов русской публики.

Когда они почувствовали, что спектакль получается удачным,  обратились ко мне, чтобы я написал музыку. Затем он был поставлен в Одессе, в театре музыкальной комедии. Рацер и Константинов уверяли меня, что если роль князя Понтиашвили сыграет Михаил Водяной, спектакль распространится, как венерическая болезнь. Так оно и вышло. «Ханума» шла минимум в 80 театрах, даже в городах, которые в ту пору были засекречены, например в Арзамасе-16. Когда число постановок достигло многих десятков, Рацера и Константинова прозвали «Двое на Канчели». Кстати, «Хануму» поставили тогда и в Киеве в самодеятельном театре дворца культуры завода «Химволокно». У меня была переписка с организаторами и руководителями этого театра. Я высылал им партитуру спектакля. Они приглашали меня на премьеру. Правда, приехать я не сумел, но поздравил театр телеграммой.

– Известно, что вы уже давно не живете в Грузии.

– Да, 20 лет я живу в Антверпене и считаю Бельгию своей второй родиной. Несколько лет назад меня загнали в искусственную кому – привезли в клинику в Антверпене, охладили и не знали, что будет со мной, когда меня опять приведут в чувство. К счастью, когда они меня согрели, я вернулся к жизни нормально мыслящим. Как вы считаете, по-моему, я нормально мыслю?

– Вы человек с большим житейским опытом. Какие правила вынесли из жизни? Поделитесь ими.

– Я понял одну важную вещь. С самых древних времен происходит борьба зла с добром. Зло всегда бывает агрессивным. Добро – необычайно уязвимым. Но, как ни странно, в конечном итоге добро все­гда побеждает зло. Так же в каждом из нас два эти чувства – добра и зла – присутствуют. И самое главное – уметь в самом себе вызывать эмоции добра, которые должны превалировать над отрицательными эмоциями. В моей музыке, как мне кажется, присутствуют эти два момента. А вообще я не могу похвастать каким-то великим знанием. Напротив. Вот недавно сочинил произведение и назвал его тремя шумерскими словами, которые означают «я не знаю». Когда я был молодой, когда я достиг средних лет, то думал, что что-то знаю. Сегодня, когда мне исполняется восемьдесят, я понял, что не знаю ничего. Я ничего не могу понять, что вокруг нас происходит и почему это происходит. Очень завидую тем людям, которые все знают. Вот такие мысли и беспокойство в связи с ними, отображаются в моей музыке.

 



Автор: Валерій ПОЛІЩУК
Колективи: Київський камерний оркестр, Київський квартет саксофоністів, Муніципальний камерний хор "Київ"
Виконавці: Юрій Василевич, Михайло Мимрик, Олександр Москаленко, Сергій Гданський
Диригенти: Микола Гобдич, Роман Кофман
Концертна організація: Національний портал академічної музики “Music-review Ukraine”, Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
Джерело: rg.kiev.ua



Додати: Share on Facebook

Інші:

Гра і опера
Взяв би я бандуру...
Джаз на Дніпрі: далі буде!
Мюнхенські прем’єри
У Чернівцях італійського органіста під час концерту вдягнули у вишиванку
Вічність у Маріїнському парку: у Києві відбувся чарівний концерт класичної музики просто неба
«Тангойзер» Ріхарда Вагнера у режисурі Ромео Кастелуччі
Її звуть Мімі...
Фестиваль «Джаз на Дніпрі-2017″, день перший
Рівненська обласна філармонія завершила концертний сезон
В Коломаку відбулася прем’єра опери «Мазепа» у форматі open air
«Я працював протягом року»
Українські та швейцарські митці обмінювалися досвідом на теренах Хмельницького
У Львові влаштували прем'єру опери Доніцетті «Дон Паскуале» із світловими проекціями
Золота клітка для «Мазепи»
На черкаських майданчиках зазвучала нова українська академічна музика
«Червона калина» зазвучала як ліричний гімн
Джазові варіації на задані теми
«Ніч у Луцькому замку»: європейські зірки та українські легенди
Black sea music fest 2017: музичні відкриття
У Софійському соборі заспівала оперна зірка
Варшавську публіку заворожила українська класична музика
У Львові показали стрічку про загиблого в АТО оперного співака Василя Сліпака
Ах, як танцювала на пуантах Проня Прокопівна!
У Харкові відбулася прем’єра опери «Мазепа»
Odessa Classics за три роки став подією в класичній музиці
У балеті "За двома зайцями" декілька Голохвастових
У Сумах відлунали "Сурми України"
У Софії Київській відбувся унікальний концерт
У франківському музеї провели вражаючу футуристичну месу
На Долинщині відбувся ІІІ Міжнародний фестиваль карильйонного та дзвонового мистецтва "Дзвони Ясної гори єднають усіх"
Національний президентський оркестр завітав до Івано-Франківська
В Лос-Анджелесе играют музыку Бартока и современников
"Сонячний Моцарт"
"БРИТТЕНОВСКИЙ" ФЕСТИВАЛЬ В ОЛДБОРО ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ ПРОПИСКИ
У Берегові зачаровував клезмерськими мелодіями колишній мукачівець Ференц Яворі
IV Міжнародний хоровий форум «Як серцю виспівать себе»
Олег Криса відзначив своє 75-річчя концертом на сцені Львівської філармонії
Суд присяжных в Английской национальной опере
Під тисячні оплески, з бульбашками й акваріумом у Тульчині показали італійську оперу
      © 2008-2017 Music-review Ukraine. Усі права застережено. При цитуванні інформації посилання на Music-review Ukraine обов'язкове



File Attachment Icon
11167962_943999278985086_1649044335674449803_n.jpg