Гия Канчели: «Война – безумство» | Music-Review Ukraine
Головна
Огляд
Гия Канчели: «Война – безумство»
Василевич Юрій
Мимрик Михайло
Москаленко Олександр
Гданський Сергій
Київський камерний оркестр
Київський квартет саксофоністів
Муніципальний камерний хор
Гобдич Микола
Кофман Роман Ісаакович
Гия Канчели: «Война – безумство»
19 травня 2015, вівторок

Легендарный грузинский композитор, живой классик, знакомый миллионам по популярным мелодиям к фильмам «Мимино», «Кин-дза-дза» Георгия Данелия и музыкальным спектаклям (прежде всего к «Хануме», идущей на многих сценах бывших союзных республик и в Украине в том числе), а также покоривший гурманов классической музыки своими симфоническими и камерными композициями, посетил Киев накануне своего 80-летия.



В концерте приняли участие киевский камерный оркестр под руководством Романа Кофмана, муниципальный камерный хор «Киев» под руководством Николая Гобдича и киевский квартет саксофонистов под руководством Юрия Василевича.

– Гия Александрович, с каким настроением вы приехали в Киев?

– Для меня всегда большая радость бывать в вашей столице. История моих отношений с Киевом длится, наверное, уже около 50 лет. Сорок восемь лет тому назад, когда мы с супругой соединили наши судьбы, приехали в свадебное путешествие в Киев. С того времени у меня необычайная любовь к этому городу, к этой стране и к этому народу. Здесь в разное время прошло немало моих концертов. И мне очень приятно, что я сумел доковылять до такого возраста и в год своего юбилея опять попал в ваш замечательный, неповторимый город. Хочется не ударить лицом в грязь, хочется, чтобы моя музыка понравилась киевскому слушателю.



– С чем  приехали  на сей раз?

– Сегодня будет исполнено четыре произведения. Первое для хора и нескольких ударных. Оно называется «Убаюкивание солнца». Это произведение было написано для фестиваля, посвященного солнцу, который проходил в Риге. В фестивале участвовали представители разных континентов и все посвятили свои сочинения солнцу. Дальше – сочинение на слова нашего гениального поэта Важа Пшавелы «Война – безумство» для хора и квартета саксофонов. Смысл этого сочинения в его названии: война напрасна, если даже хотите, война – глупость. Второе отделение – «Ночные молитвы» для соло (сопрано), саксофона и камерного оркестра.


И, наконец, произведение, которое я посвятил моему другу Георгию Никола­евичу Данелии, с которым имел честь работать еще с начала в шестидесятых прошлого века, – «Маленькая Данелиада». В нем использованы темы, в свое время написанные для его фильмов. Для меня это произведение дорого особенно потому, что в нем я постарался показать, что в моей музыке не обязательно капают слезы, иногда я умею улыбаться.

Программа составлена из авангардной и популярной музыки. Считаю, что музыка должна быть разная, потому что слушатели разные.

Вы много работали для театра. Расскажите об этой странице вашего творчества.

– Это долгий разговор. Самая интересная история связана с «Ханумой», у которой сложилась счастливая сценическая судьба. Роберт Стуруа, великий грузинский режиссер, поставил «Хануму» в тбилисском театре Руставели. Я написал музыку к нему. Потом спектакль в один из приездов в Тбилиси посмотрел Георгий Александрович Товстоногов. И решил поставить его в Большом драматическом театре в тогдашнем Ленинграде. Пригласил двух авторов – Бориса Рацера и Владимира Константинова, которые должны были написать куплеты к постановке с учетом вкусов русской публики.

Когда они почувствовали, что спектакль получается удачным,  обратились ко мне, чтобы я написал музыку. Затем он был поставлен в Одессе, в театре музыкальной комедии. Рацер и Константинов уверяли меня, что если роль князя Понтиашвили сыграет Михаил Водяной, спектакль распространится, как венерическая болезнь. Так оно и вышло. «Ханума» шла минимум в 80 театрах, даже в городах, которые в ту пору были засекречены, например в Арзамасе-16. Когда число постановок достигло многих десятков, Рацера и Константинова прозвали «Двое на Канчели». Кстати, «Хануму» поставили тогда и в Киеве в самодеятельном театре дворца культуры завода «Химволокно». У меня была переписка с организаторами и руководителями этого театра. Я высылал им партитуру спектакля. Они приглашали меня на премьеру. Правда, приехать я не сумел, но поздравил театр телеграммой.

– Известно, что вы уже давно не живете в Грузии.

– Да, 20 лет я живу в Антверпене и считаю Бельгию своей второй родиной. Несколько лет назад меня загнали в искусственную кому – привезли в клинику в Антверпене, охладили и не знали, что будет со мной, когда меня опять приведут в чувство. К счастью, когда они меня согрели, я вернулся к жизни нормально мыслящим. Как вы считаете, по-моему, я нормально мыслю?

– Вы человек с большим житейским опытом. Какие правила вынесли из жизни? Поделитесь ими.

– Я понял одну важную вещь. С самых древних времен происходит борьба зла с добром. Зло всегда бывает агрессивным. Добро – необычайно уязвимым. Но, как ни странно, в конечном итоге добро все­гда побеждает зло. Так же в каждом из нас два эти чувства – добра и зла – присутствуют. И самое главное – уметь в самом себе вызывать эмоции добра, которые должны превалировать над отрицательными эмоциями. В моей музыке, как мне кажется, присутствуют эти два момента. А вообще я не могу похвастать каким-то великим знанием. Напротив. Вот недавно сочинил произведение и назвал его тремя шумерскими словами, которые означают «я не знаю». Когда я был молодой, когда я достиг средних лет, то думал, что что-то знаю. Сегодня, когда мне исполняется восемьдесят, я понял, что не знаю ничего. Я ничего не могу понять, что вокруг нас происходит и почему это происходит. Очень завидую тем людям, которые все знают. Вот такие мысли и беспокойство в связи с ними, отображаются в моей музыке.

 



Автор: Валерій ПОЛІЩУК
Колективи: Київський камерний оркестр, Київський квартет саксофоністів, Муніципальний камерний хор "Київ"
Виконавці: Юрій Василевич, Михайло Мимрик, Олександр Москаленко, Сергій Гданський
Диригенти: Микола Гобдич, Роман Кофман
Концертна організація: Національний портал академічної музики “Music-review Ukraine”, Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
Джерело: rg.kiev.ua



Додати: Share on Facebook В Контакте

Інші:

Музичні пошуки та експерименти
Оперний співак Микола Сікора виступив для українських прикордонників
В Івано-Франківську "Прикарпатська весна 2017"
У столиці презентували нову постановку відомого українського балетмейстера і хореографа Раду Поклітару "Вгору по річці"
У Житомирі відбулася Всеукраїнська прем’єра народної симфонії єднання
Кохання, обов’язок та підступність
Київ, французький музичний імпресіонізм
Французька весна. У Франківську виступило «Тріо Гійома Лопеза»
В Києві пройшов фестиваль української класичної музики
Motion, або Переміщення: француз поставив танцювальний спектакль з bboy тa bgirl з України
Народна хорова капела ВДПУ ім. М. Коцюбинського відсвяткувала свій 60-річний ювілей
В Ужгороді cтартував 5-й Міжнародний фестиваль "Музика без кордонів"
Академічний камерний хор імені Дмитра Бортнянського привітали з 20-річним ювілеєм
Франківський “Бревіс” привіз “Прикарпатську весну” у Житомир
Відомий твір Йозефа Гайдна "Сім останніх слів Спасителя на хресті" чернівчани впродовж цього тижня слухали двічі
Фестиваль "Весняна Одеса" заспівав улюблені пісні
Виконавці головних партій опери "Вертер" - про емоції, зрілість та покликання
Концерт для скрипки з оркестром
У Львові відбувся фестиваль, присвячений відомому композитору Миколі Леонтовичу
Вихованці Київської дитячої школи мистецтв № 8 на конкурсі «Українські композитори – дітям»
Урочисте закриття ІІІ Всеукраїнського конкурсу скрипалів
«Дзвінкоголосі сурми» - у Конотопі обласний конкурс виконавців на духових та ударних інструментах
Луцький духовий оркестр відсвяткував ювілей
Дитяча музична школа №9 святкує 50-річчя з дня заснування
Сіверські вечори – фінішували
У Львові відбувся День музики Мирослава Скорика
НА СТОЛИЧНІЙ СЦЕНІ ВІДБУЛАСЬ БИТВА ХОРІВ
Аншлаг в Національній опері: відбулася прем'єра вистави "Флорія Тоска"
Юні хористи з Кривого Рогу змагалися за першість
Учні Київської дитячої музичної школи № 22 – переможці Всеукраїнського мистецького конкурсу-фестивалю «На крилах весни»
«Дух гуцулів»
Сумчани підкорювали «Обрії класики»
У Дніпровській філармонії оркестр грав під ...мультики!
МУЗИКОЮ НІЖИН БРИНИТЬ
“Шехерезада” і... адміністративна реформа
На „Акордах Хортиці” пролунав заключний акорд
Мирослав Скорик в стилі джаз, 30.03.17, м. Ніжин
«СВЯТО БАЯНА ТА АКОРДЕОНА У ДРОГОБИЧІ»
«Bellissimo»: бравіссімо!
Оплески не стихали, або Як українська танцюристка балету підкорила журі
      © 2008-2017 Music-review Ukraine. Усі права застережено. При цитуванні інформації посилання на Music-review Ukraine обов'язкове



File Attachment Icon
11167962_943999278985086_1649044335674449803_n.jpg