Інтерв'ю |
|
|
|
|
А кроме престижа?.. Галина Горбатенко о современном хоровом искусстве, и не только
27 січня 2015, вівторок
Поширити у Facebook
Хоровая музыка, со своими древними корнями и традициями, всегда была ведущим жанром украинского музыкального искусства. В многообразной палитре творческих коллективов лидирующее место занимает Женский хор Киевского института музыки им. Р. М. Глиэра под руководством Галины Горбатенко.
Коллектив неоднократно покорял аудиторию и выигрывал конкурсы в Венгрии, Польше, Германии, Франции, Испании. По сей день хор – единственный украинский хоровой коллектив, который побывал в Исландии, как почетный гость исландского хорового фестиваля.
В октябре 2014 года хор получил гран-при в 46-м Толосском хоровом конкурсе в Испании!
Галина Горбатенко – заслуженный деятель искусств Украины, преподаватель-методист КИМ им. Р. М. Глиэра, руководитель хора – делится опытом побед и горькой реальности.
Галина Лукинична, Вы уже 30 лет руководите женским хором. Всем ясно, что это непросто. С какими проблемами сталкиваетесь и как их решаете?
С репертуарными сложностями я справляюсь путем постоянных творческих контактов с современными украинскими авторами, со многими людьми меня связывает личная дружба, к примеру, с Лесей Дычко. Хор набрал профессиональную высоту именно на ее произведениях. Потом начали тесно сотрудничать с Викторией Полевой, Виктором Степурко, Анной Гаврилец, Александром Яковчуком, Ириной Алексейчук, Михаилом Шухом. Это совершенно удивительные композиторы, которые представляют неповторимую современную композиторскую киевскую школу. Их музыка пользуется огромной популярностью, как у нас, так и за рубежом. Огромная доля успеха нашего хора в том, что мы много лет исполняем музыку этих композиторов в Европе. В рамках Толосского конкурса у нас было 10 сольных концертов. Большую часть нашей программы составляли произведения современных украинских авторов.
А трудности в работе – их много… это отсутствие технического обеспечения. Аудитория, в которой мы занимаемся, абсолютно не оборудована для занятий хорового коллектива. Нет ни аудио, ни видеоаппаратуры, нет возможности слушать исполнения лучших украинских и европейских коллективов. Отсутствует место для хранения многочисленных грамот, призов, сувениров. С завистью пересматриваю подаренные мне за 20 лет наших гастролей замечательно изданные буклеты хоровых коллективов. У нас за 30 лет – ни одного. Записи дисков мы делали за свои деньги.
Поскольку мы не статичный коллектив и стараемся привнести хореографию, сценографию в творческий процесс, приглашаем за свой счет (за счет руководителя – авт.) специалистов и консультантов из разных областей искусства. И «прогулки» за рубеж тоже происходят за наш счет. Существуют сложности и с набором студентов. Нужно очень сильно любить музыку, чтобы заниматься в профессиональных музыкальных заведениях. Сюда должны идти люди, которые просто не могут жить без музыки. К сожалению, мы имеем недостаточное количество студентов, по-настоящему преданных ей.
На конкурсы ездят избранные, определенный состав?
Боже упаси! “Танцуют все”! Все, кто есть – те и ездят. 6-8 человек составляют стержень коллектива, к ним добавляются бывшие выпускники, а остальные к ним подтягиваются. Раньше состав был на много больше – приблизительно 50 девочек, из которых я могла отобрать 35 лучших для участия в конкурсах. Сейчас хор, по разным причинам, уменьшился до 30 человек (набранных в колледж без конкурса, которого уже нет много лет). Вот и берем всех!
Есть ли у Вас какой-то рецепт “настройки” коллектива перед выступлением?
В первую очередь – психоэмоциональная концентрация воли каждого исполнителя на создание художественного образа, реализация всех приобретенных навыков. Активный и результативный репетиционный режим и дисциплина. Держать себя в форме, ложиться спать вовремя, одевать шарфы на шею, холодного не пить, газированного не пить, острого не есть. На конкурсе в Толоссе со второго дня половина коллектива заболело – поэтому режим был очень жесткий.
Исполняются ли за рубежом произведения украинских авторов?
Знаете, каждый коллектив старается популяризировать музыку авторов своей страны. И это правильно. Помимо этого, на конкурсах есть еще и требования, которые утверждены комитетом. К примеру, на конкурсе в Испании в первом блоке звучали произведения от эпохи Возрождения до Модерна, а во втором блоке – фольклор, как украинский, так и обязательно испанский (2 произведения).
В этот раз обязательным было произведение на баскском языке, за исполнение которого мы также получили специальный приз.
Я слышала очень много произведений украинских и европейских композиторов. Смело скажу, что испытываю огромную гордость за нашу современную украинскую композиторскую школу. Хавьер Бусто (испанский композитор, председатель жюри конкурса – авт.) выразил восхищение нашей современной хоровой музыкой.
Какой опыт приобретает коллектив в зарубежных выступлениях?
Прежде всего – концертная практика. В нашей стране мы лишены концертной деятельности. За филармонию нужно платить, а кроме филармонии у нас почти негде петь. Правда, мы даем Рождественские концерты в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры, Михайловском соборе и церкви Святого Василия, но там действуют репертуарные ограничения: сугубо духовная музыка православной традиции. А в Европе нам предоставляют залы с прекрасной акустикой и невероятно большим количеством слушателей! Концертные залы переполнены! На этих концертах мы поем музыку разных стилей и направлений, а это очень важно для разностороннего воспитания коллектива.
Чем на ваш взгляд отличается современная европейская хоровая школа от украинской?
За эти десятилетия я имела возможность познакомиться со многими коллективами и пришла к выводу, что трудно говорить о конкретных школах. Бывают совершенно разные коллективы. К примеру, один немецкий коллектив может петь очень сухо и холодно, а другой такой романтизм излучает, и поют дивным звуком. Все зависит от хормейстера, от его вкуса и таланта, от того, как он слышит и чувствует музыку. Именно индивидуальность хормейстера определяет звучание и художественный уровень коллектива. Но украинские коллективы все же отличаются качеством звука, богатством тембров, теплотой, эмоциональностью и искренностью исполнения. Подобные качества всегда отмечают и профессионалы и слушатели.
Известно, что перелет на конкурс в Испанию студенты оплачивали самостоятельно. Искали ли вы спонсоров?
Сейчас спонсоров можно найти только для «Х-фактора», футбольной команды или конкурса красоты «Мисс грациозность». Мы уже восьмой раз становимся лауреатами и никому не нужны. Абсолютно!
В 1994 году мы поехали на первый конкурс, где завоевали первое место. На всех фотографиях хор запечатлен в украинских костюмах, которые училищу оставил какой-то коллектив. Так вот, мы до сих пор «дрейфуем» по всей Европе в этих костюмах. Денег никто не предлагает. Уже давно все выступают в потрясающих, стилизованных современных национальных костюмах. А говорить о спонсорстве для поездок на конкурсы и не приходится! Мы рады и тому, что на конкурс в Испанию пришлось самим оплачивать только дорогу, а все остальное предоставил конкурс.
Кроме престижа, какие привилегии дает получение гран-при?
В первую очередь «дает» невероятную ответственность – в Европе нас уже 20 лет знают, слышат, награждают. Теперь необходимо постоянно держать уровень, который от тебя ожидают. В качестве эмоционального вознаграждения получаем широкое освещение в прессе, радио, телевидения, положительные отклики профессионалов, приглашения на конкурсы и фестивали (вежливо отказываемся, зная, что денег не дадут). Словом, все то, чего часто лишены здесь.
Автор: Вероніка Пешкова
Навчальний заклад: Київський інститут музики імені Р. М. Глієра
|