ТЕТ-А-ТЕТ с директором Днепропетровского дома органной и камерной музыки Ниной Федоровной Голиковой | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
ТЕТ-А-ТЕТ с директором Днепропетровского дома органной и камерной музыки Ниной Федоровной Голиковой
ТЕТ-А-ТЕТ с директором Днепропетровского дома органной и камерной музыки Ниной Федоровной Голиковой
24 січня 2009, субота

Днепропетровский дом органной и камерной музыкиНина Федоровна ГоликоваДнепропетровский дом органной и камерной музыки

Интервью с Ниной Федоровной Голиковой мы взяли в период проведения ежегодного международного фестиваля «Декабрьские вечера. Музыка при свечах», который проходит в Днепропетровском доме органной и камерной музыки.

Нина Федоровна любезно поделилась интересными фактами из истории самого здания, об органе и его первых органистах. А также о современном положении концертного зала, о коллективах, будущих проектах и концертах в 2009 году.


Нина Федоровна Голикова

Александр Пириев. Нина Федеровна! Один из первых вопросов - необычная архитектура этого здания, Днепропетровского дома органной и камерной музыки, никого не может оставить равнодушным. Расскажите, пожалуйста, немного о нем.


Нина Федоровна Голикова. В Днепропетровске есть завод, который сейчас все знают как металлургический завод имени Петровского. Здесь, в начале прошлого века, на окраине Днепропетровска была брянская колония, которую построили бельгийские коммерсанты. В 1913 году они и построили этот завод. В этом же году, в год 300-летия царствования династии Романовых начали строить церковь для рабочих завода. Проектировали и возводили ее петербуржские архитекторы Туровец и Константинович на деньги рабочих этого завода. То есть с согласия каждого рабочего отчислялся определенный процент из заработной платы для постройки. За два года церковь была построена и на ее освящении в мае 1915 года присутствовал сам царь Николай II, проездом с фронта.

А.П.
То есть это православный храм?

Н.Ф.Г.
Да. Здесь, до 1929 года существовала церковь, и проходили богослужения. А после 1933 года, когда среди рабочих советская власть начала проводить свои атеистические работы - священослужители при пустующих залах перестали проводить службы и подали документы о том, что они самоликвидируются. Но право приемников никому не передали. То есть эта церковь так и осталась принадлежать заводу, который владея этим сооружением передал его городу. В довоенный период в здании находились Станция юных техников, Дом пионеров, а в конечном итоге спортивная секция.

А.П. Непосредственно в самом храме?


Н.Ф.Г.
Да, прямо в храме. Но во время войны под бомбежками храм очень пострадал. Оставались одни стены. Здесь был угольный склад. И в итоге он 35 лет после войны простоял разрушенный. По сути место было превращено в свалку. И когда в 1980 областные и городские власти решили в Ленинском промышленном районе восстановить этот храм, как памятник архитектуры

ХХ столетия, произвели реконструкцию и реставрацию здания собора и вернули ему первоначальный облик. Решили установить здесь Орган, открыть органный зал.

А.П. Нина Федеровна, расскажите, пожалуйста, как появился орган и немного о самом инструменте.


Н.Ф.Г.
После реставрации здесь установили орган. Инструмент заказали одной из старейших фирм органостроения Германии немецкой фирме «Зауер» (Sauer. ред.), в 1980 году. Фирма строила его семь лет, и изготовила 12-ти тонный инструмент, специально изучив аккустику и параметры нашего зала. Он классический, и считается средним органом среди ему подобных. К примеру в Домском соборе стоит 4 разверстки такого органа. А здесь два мануала, 30 регистров и 2074 трубы. Звучать он может только в этом соборе. Если его демонтировать - то он уже нигде так звучать не будет. В любом другом зале - иная интонировка, другие возможности и мы не почувствуем настоящего наслаждения от исполнительского мастерства и этого органа в каком-либо другом помещении. Орган зарегистрировали в каталогах Юнеско как произведение искусства и охраняется Всемирным комитетом по охране ценностей. Поэтому его ни демонтировать ни уничтожить уже нельзя, так как город и область несут материальную ответственность за инструмент в десятикратном размере, если не дай Бог что-нибудь с ним случится. А он оценен в три с половиной миллиона долларов.

Мы трепетно бережем инструмент. Круглосуточные дежурства специалистов обеспечивают надлежащий температурный и влажностный режим (+20 градусов температуры, плюс-минус 2 и 60 % влажности). Если это не будет соблюдаться – орган теряет интонировку и уже не воспроизводит звук так, как должен.

А.П. Вы работаете директором органного зала с самого его рождения , а это более 22 лет. Расскажите, пожалуйста, о первых солистах органного зала.

Н.Ф.Г. Дом органной музыки был открыт 28 апреля 1987 года. В этот день состоялся первый концерт. Первыми его слушателями были, конечно же, строители, реставраторы и другие специалисты, которые участвовали в реконструкции собора. Потчетным гостем был профессор Арсений Котляревский, который рекомендовал нам своего ученика-органиста Владимира Самохвалова. Вторым органистом был Леонид Тарнапольский, выпускник Московской консерватории по класу органа профессора Ройзмана.

В настоящее время оба органиста живут и работают за рубежом.

А.П.Нина Федоровна! Расскажите, пожалуйста, о коллективах органного зала. Ведь это не только органисты?


Н.Ф.Г.
С начала основания органный зал был при областной филармонии. Но пришло то время, когда он мог работать самостоятельно. Министерство культуры поддержало нашу инициативу, и мы отделились на самостоятельный баланс со своим штатом. На протяжении этих лет мною было созданы разнообразные музыкальные коллективы.

Сейчас у нас 11 творческих коллективов: Камерный оркестр «Дивертисмент», ансамбль солистов «Энель», фортепианный и струнный квартеты, инструментальное трио «Арт–Классик), кроме того, два молодежных ансамбля из числа одаренных «Юные Виртуозы» и «Кантилена». Молодых музыкантов мы отбирали по всем школам, чтобы объединить в ансамбли, и сейчас они играют на равных с профессиональными музыкантами. Мы уже выпустили три поколения молодых музыкантов. Многие из них продолжают обучение в музыкальных ВУЗах Украины, становятся лауреатами. В творческом составе Дома органной и камерной музыки шесть солистов инструменталистов - скрипачи, органисты, флейта, гобой, кларнет, три солиста-вокалиста, три лектора – музыковеда. Мы часто выезжаем за рубеж на конкурсы и гастроли. Я стараюсь находить средства, чтобы показать талантливых музыкантов на конкурсах. Кроме того очень много организовываем выездных концертных программ в ВУЗах, на предприятиях и школах Днепропетровска.

Новым коллективом является салонный оркестр «Рапсодия», где кроме привычного состава струнных инструментов, присутствует аккордеон. Салонный оркестр уже завоевал популярность у днепропетровского слушателя.

А.П. Кто его руководитель?


Н.Ф.Г.
Руководят коллективом Вадим Жаворонков, автор аранжировок для этого ансамбля и скрипач Александр Пролеско, выпускник Харьковского института искусств им. И. П. Котляревского.

Недавно нами был создан новый ансамбль «Де гра» в состав которого входят музыканты-инструменталисты, выпускники музыкальных ВУЗов: гитара, баян, бас-гитара, ударные и вокал. На баяне играет руководитель ансамбля, лауреат международного конкурса, обладатель Гран-при конкурса в Италии, уникальный музыкант Сергей Карлов. Одновременно он преподает в Днепропетровской консерватории. В репертуаре ансамбля классический джаз в авторских аранжировках.

Кроме того музыканты нашего зала работают в творческих союзах между собой, создают новые программы в ансамбле. Например, орган с кларнетом, с квартетом, с оркестром, с вокалом.

А.П. Расскажите, пожалуйста, немного о камерном оркестре органного зала и его дирижере, Вячеславе Реде. Нам известно, что уже два года вы сотрудничаете с ним.


Н.Ф.Г.
Камерный оркестр был создан в 1992 году. За годы по разным причинам у меня менялись дирижеры. В настоящее время мы сотрудничаем с очень талантливым дирижером. Это Народный артист Украины Вячеслав Васильевич Редя. Он возглавляет Запорожский симфонический оркестр. Грамотный музыкант и профессионал своего дела, уже два концертных сезона он работает с нашим оркестром и представляет публике яркие интересные программы.


А.П. Какие дальнейшие планы оркестра, программы на первое полугодие 2009 года?


Н.Ф.Г.
С оркестром мы сейчас готовим ряд программ с арфой на конкурс камерных оркестров, который будет проходить в Киеве в мае месяце.

Кроме того с камерным оркестром запланирован целый ряд программ украинских композиторов. В этом полугодии мы откроем днепропетровскому слушателю творчество композитора Костина. Эти прекрасная музыка. Также с солистами-пианистами готовится программа из произведений Станковича и Скорика и много других программ, но пока это остается секретом.

А.П.
В декабре проходит фестиваль «Декабрьские вечера», а в апреле у Вас проходит еще один фестиваль который Вы инициировали. Расскажите, пожалуйста, историю их создания.

Н.Ф.Г.
С начала своей работы я долго думала, как привлечь внимание днепропетровской публики к органному залу. Обратила внимание, что Москва проводит «Декабрьские вечера «музыка при свечах». Я подумала, почему нам не проводить подобные «вечера». Сначала, мы проводили его на местном уровне, на основе собственных коллективов и исполнителей. И уже 22 года проводим «Декабрьские вечера «музыка при свечах». Сейчас, на протяжении этих лет, он уже перерос в международный фестиваль. А весной, ко дню рождения Дома органной и камерной музыки мы проводим весенний фестиваль «Апрель музыкальный».

А.П.
Когда и в каких числах он будет проходить?

Н.Ф.Г.
У нас он идет всегда с 1 до 28 апреля - те числа, когда мы впервые открылись в 1987 году. И проводим этот фестиваль мы уже 20 лет.

Также мы организовываем Международный фестиваль органного искусства. 20 лет художественным руководителем этого фестиваля работал Александр Фисейский, профессор органного класса Российской академии музыки. Этот фестиваль мы проводим раз в три года. Финансировать его должны Министерство культуры и наша область, но Министерство за последние годы совсем перестало финансировать и вообще на органные залы не обращает внимания.

А.П.
Сейчас органные залы Украины часто испытывают притеснения со стороны религиозных организаций. Какая ситуация в Днепропетровском доме органной и камерной музыки?


Н.Ф.Г.
Уже 22 года я работаю в Органном зале, и все 22 года идет борьба за это здание. Когда его реставрировали из руин, церковнослужители почему-то не претендовали на него. Конечно, им хотелось бы иметь готовый, реконструированный собор. Но как я уже говорила, Орган Днепропетровского дома органной и камерной музыки уникален, занесен в каталог «Юнеско» и само здание не может быть передано, поскольку мы областная коммунальная собственность, принадлежим нашему областному совету.

А.П.
И кроме проектов и фестивалей наблюдается большое количество концертов?


Н.Ф.Г.
На сегодняшний день в органном зале проходит 27 концертов в месяц. И уже сформировалась своя публика, проводится много концертных мероприятий в многочисленных образовательных и других учреждениях города.

Этот собор я везде пропагандирую и говорю оставить его для потомков, для развития органной культуры. Я считаю наш орган, этот музыкальный инструмент уникальным. Знаете, он как король музыкальных инструментов привлекает всех и вся к себе, огромный и величественный инструмент, он действительно имеет силу магии. Вот сколько есть звуков на земле музыкальных и вообще - все они вложены в этот инструмент.

Мы как уникальный объект культуры включены в культурные программы по обслуживанию туристов, иностранных делегаций – гостей города Днепропетровска. Поэтому и в Евро 2012 нас включили для того, чтобы зарубежные гости могли получить истинное наслаждение от общения с классическим наследием мирового музыкального искусства в Украине.

А.П. Впереди первое полугодие 2009 года. Какие известные имена посетят Днепроперовский дом органной и камерной музыки?


Н.Ф.Г.
Я Вам скажу. На фестивале «Апрель музыкальный» участвуют исполнители из Белорусии, России, Украины, ведем переговоры с французским органистом Брюсом Монтано. Осенью, в октябре будет проходить - IX международный Баховский органный фестиваль. Запланированы приезды известных органистов из Ватикана Джанлука Либертуччи, немецкого органиста Гюнтера Роста. Из Франции приезжает профессор Дижонской консерватории Сильвен Плюйо, из России профессор Московской консерватории Алексей Шмитов, из Латвии органист Домского собора Алекс Степиньш, из Польши профессор академии музыки из города Кракова Марек Стефаньский. А из молодых органистов будет чех Павел Когут и наши Днепропетровские органисты, лауреаты международных конкурсов Надежда Юрийчук и Наталья Летюк.

А.П. Сегодня мы много говорили с вами о информационном ресурсе - Национальном портале академической музыки “Music-review Ukraine”. Как Вы, как директор, видите сотрудничество с порталом, ваше отношение к современным информационными
технологиям, а также необходимость в взаимоподдержке украинских музыкантов?

Н.Ф.Г.
Я вам отвечу - назрела уже необходимость работать через интернет- сайты, через такие порталы. Если раньше был Укрконцерт, организация которая координировала всех исполнителей по маршрутам, и мы, ездили в Киев на творческие планерки, составляли все планы, предлагали своих исполнителей, а Министерство брало на себя часть расходов по организации и проведению гастрольных маршрутов. Была творческая связь. Ведь в конце концов мы учились друг у друга. Это и есть для каждого музыканта школа мастерства, школа повышения профессионализма и сценической культуры, концертного репертуара, и, конечно же, общение между собой. Сегодня на Украине мы оторваны друг от друга. И органные залы и филармонии, и солисты-исполнители. Министерство культуры вообще оторвалось от всех нас.

Поэтому я за то, чтобы портал существовал, за то, чтобы мы нашли точки соприкосновения со всеми музыкальными и концертными организациями, исполнителями и солистами. И если будут интересные программы, я всегда готова принять того или иного исполнителя, если он предложит достойную программу. Посредственностей я, как правило, не приглашаю. Знаете почему? - Мне интересно преподнести днепропетровской публике интересную музыку в хорошем смысле слова.

А благодаря порталу можно наработать контакт с новыми и интересными исполнителями, популяризовать новые проекты, и развить новые отношения.

А.П. Это прекрасно! Большое спасибо за интервью.
2009 год! Мы желаем Вам и Вашему концертному залу больших творческих успехов, новых проектов, новых слушателей.


Н.Ф.Г.
Спасибо! Вы молоды. Вы нас нацелите, направите, подскажите. У вас сейчас более живой интерес к тому, чтобы действительно этому развитию дать начало.

Я вас тоже поздравляю с этим началом. Думаю, что все мы вместе это дело сдвинем с места. Честь и хвала!
 

Беседу вел Александр Пириев


Автор: Олександр Пірієв
Фото: Олександр Кочерга
Концертна організація: Дніпропетровський будинок органної і камерної музики
Концертний зал: Концертний зал Дніпропетровського будинку органної і камерної музики



Додати: Share on Facebook

Інші:

«Життєві цінності кардинально змінюють вектор...»
Музичний продюсер Олександр Пірієв: Шоу-бізнес не може стати взірцем ідентичності держави
Наталія Петій-Потапчук: про життя Закарпатського народного хору та про те, чому його місія здійсненна
Екатерина Кухар и Александр Стоянов: Мы не можем прожить друг без друга
Мирослав Скорик: Уночі до нас прийшли: "На збори вам дві години". У вагон для худоби посадили і до Сибіру вивезли
Національна оперета України святкує 85-річний ювілей
"Я завжди досягала мети, яку ставила перед собою"
Скрипаль Роман Кім: "Сучасному музиканту не можна бути надто у "формах" та боятися зіграти неправильні ноти"
Кшиштоф ПЕНДЕРЕЦЬКИЙ: "Музика повинна бути живою..."
Володимир СИВОХІП: "Генетичний код нації не заженеш у смартфон"
АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЯНЕНКО: ЗРИТЕЛЬ УЖЕ НЕ ВОСПРИНИМАЕТ ГЕРОЯ-ЛЮБОВНИКА, КОТОРЫЙ ВЕСИТ 100 КГ
Харьковское "Лебединое озеро" ошеломило бельгийскую публику
25 жовтня в усьому світі вперше відзначався Міжнародний день опери
Вікторія Московенко про проблему оренди Будинку актора, реставрацію, унікальний акустичний зал та різноманіття заходів
Володимир Шейко про ювілей Симфонічного оркестру Українського радіо: хочеться, щоб з концерту люди пішли просвітленими
"Ми просто були ілюстраторами цього матеріалу": розпорядник хору Верьовки про виступ з "95 кварталом"
На написання "Як тебе не любити, Києве мій!" батькові дали добу - Тамара Шамо
Співачка Тетяна Асадчева втекла із суду до консерваторії. І вже 10 років "іде з піснею до людей"
Kyiv Opera Theatre: директор театру Петро Качанов розповів про ремонт, ребрендинг і новий сезон
Координаторка Офісу з розробки гуманітарної політики Галина Григоренко: музична сфера - закрита, відкривати її є нашим завданням
Диригент Ярослав Шемет: "На першій репетиції треба поводитися як на першому побаченні"
Василь ВОВКУН: "Дайте нам відчуття опери нового століття"
«Доки буду викладати у Канаді, мої студенти знатимуть, де Україна»
Головний диригент оркестру Українського радіо Володимир Шейко: музика і нація - це сто відсотків об'єднані речі
Валерія БАЛАХОВСЬКА: "Орган - частина мого життя"
Чем классическая музыка обязана женщинам? Объясняет музыковед Фиона Мэддокс
120-річчя Львівської опери: Василь Вовкун розповів про сюрприз для глядачів
Оксана Линів: "У рамках фестивалю LvivMozArt можна буде почути твори трьох Моцартів"
Директор музичної школи Лисенка: ми маємо виховати аристократа і тоді буде країна аристократів, а не жебраків
Василь Вовкун: "До мого приходу у Львівську оперу аншлаги були рідкісним явищем"
Про музику як найшвидший шлях до серця
"Найкращий співак світу" Андрій Кимач: Після Консерваторії я працював на заводі у Польщі
Ми не маємо права на помилку історії пристрасті та успіху від прими-балерини Шишпор
"Iндустрій академічної музики в Україні катма"
Майкл Гуттман: "Мою скрипку звати Карло"
Секрети оперного співу та те, якою була поза сценою Євгенії Мірошниченко: розповідь її учениці
Про подальшу долю навчальних закладів естетичного освіти в інтерв'ю ZN.UA.
Музика Дилецького у знаковому просторі
«Плануємо спеціальний вагнерівський блок за участі кількох європейських театрів»
"На скрипці можна зіграти не тільки класику". Скрипаль Антон Вараниця розповів про можливості інструмента
      © 2008-2018 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
PUB100602_008.jpg