Мировая премьера оперы "Идиот" | Music-Review Ukraine
Головна
Огляд
Мировая премьера оперы
Мировая премьера оперы "Идиот"
В Мангейме состоялась премьера оперы "Идиот" по роману Достоевского
7 червня 2013, п'ятниця
Поширити у Facebook

Музыку написал замечательный и почти не известный композитор Моисей Вайнберг.

Рецензенты захлебываются от восторга. "Это композиция невероятной, всепоглощающей красоты и совершенства, - пишет на страницах газеты Frankfurter Allgemeine Элеоноре Бюнинг (Eleonore Büning), считающаяся одним из самых влиятельных музыкальных критиков Германии. - Эта музыка одновременно эпична и иронична, мелодична, романтично, мастерски инструментована".

Дмитрий Головнин - блестящий исполнитель партии князя Мышкина - с другими участниками спектакля. Фото с сайта: http://www.dw.de

Премьерная публика, как завороженная, внимала опере четыре час ("Идиот" лишь незначительно уступает по продолжительности "Парсифалю"). И лишь задавала себе вопрос: как же могло случиться, что до сих пор никто не обратил внимания на этого композитора?

Творчество "в стол"

Действительно, Моисея Вайнберга, автора 22 симфоний и 7 опер, родившегося в 1919 году в Варшаве и скончавшегося в 1996 году в Москве, толком не знают ни в России, ни на Западе. Объяснение содержится в биографии композитора: бегство от нацистов в Советский Союз, дружба с "подозрительным" Шостаковичем, женитьба на дочери Соломона Михоэлса, арест в связи с "делом врачей", почти чудесное спасение от ГУЛАГа. Вайнберг работал много и плодотворно, но "в стол".

Правда, музыку Моисея (Мечислава) Вайнберга до некоторой, пусть и минимальной, степени знает каждый, кто смотрел фильм "Летят журавли" или мультфильм "Винни Пух", к которым Вайнберг написал музыку. Она дает какое-то представление об уровне его одаренности. В 2010 году сенсацию произвела опера Вайнберга "Пассажирка", исполненная на фестивале в Брегенце. После этого успеха сразу несколько немецких сцен взялись за наиболее известную оперу Вайнберга, а маленький театр Мангейма отважился и на постановку "Идиота", ставшую настоящим открытием.

"Он - не раб"

Корреспондент DW спросила у одного из инициаторов этой постановки, дирижера Томаса Зандерлинга (Thomas Sanderling), почемуна столь крупного композитора до сих пор не обращали - или почти не обращали - внимания, и почему именно сейчас к нему приходит признание.

Томас Зандерлинг: Я лично Вайнберга на Западе исполнял всегда. Что касается второй части вопроса, то я думаю, что не только исполнители, но и публика, и пресса на интуитивном уровне понимают масштаб этого гениального явления. Как истинно большой композитор Вайнберг обладает собственным языком и почерком.

- Deutsche Welle: Вы лично знали Вайнберга. Что это был за человек?

- Вы знаете, от него исходило ощущение какой-то невероятной святой чистоты. Казалось, что он живет вне страны и времени, вне реальности, которая его окружала. Кстати, и Шостакович, друг Вайнберга, в своих письмах отмечает: "Какой же он другой!" и "Он - не раб".

- Мангеймская постановка заявлена как "мировая премьера". Но опера ведь один раз ставилась в России?

- Могу ответить абсолютно точно: была одна постановка в Московской камерной опере, но сокращенная и по длительности, и по составу. Это уже совсем другое произведение получилось. Мы же исполнили оригинал, так что это настоящая мировая премьера.

- Моисей Вайнберг не слышал своей оперы на сцене. Как вы думаете: он изменил бы что-то в партитуре, возможно, несколько сократил бы ее?

- Наверняка. Ведь, скажем, единственное сочинение Малера, в котором нет сокращений и изменений, это Девятая симфония - по той простой причине, что он ей никогда не дирижировал.

Так что вполне возможно, что композитор Вайнберг и его замечательный либреттист Александр Медведев нашли бы какие-нибудь возможности для сокращения. Но на самом деле и так, если сравнивать с романом Достоевского, опера - это очень сжатое произведение.

- Как и с другими открытиями, с оперой "Идиот" возможны два сценария: либо ее снова забудут на долгие годы (как опасаются многие критики), либо на него обрушатся все оперные театры Германии. Какой из сценариев кажется вам более реалистичным?

- Мне, конечно, симпатичней второй сценарий. И мне кажется, что рост интереса к музыке этого великого композитора - не случайность, а закономерный и необратимый процесс. Все сочинения Вайнберга заслуживают исполнения и интереса, все. Так, в симфониях настоящий Вайнберг определяется где-то в Четвертой и Пятой симфонии. Кстати, они существуют в замечательном исполнении Кирилла Петровича Кондрашина, у которого мне посчастливилось быть ассистентом.

Замечательны и его оперы, причем не только "Идиот" и "Пассажирка", но и, скажем, камерная опера "Поздравляем" или "Леди Магнезия" по Бернарду Шоу. Или "Три мушкетера", существующая в двух вариантах: как мюзикл и как, скорее, комическая опера. Или замечательная "Мадонна и солдат"...

- Кто для вас лично важнее: Вайнберг-симфонист или Вайнберг-оперный композитор?

- Для меня как для дирижера в высшей степени интересны симфонии Вайнберга: очень яркие, очень личные в плане композиторского самовыражения. Но я считаю, что особенно важно и знаменательно другое: в отличие от Шостаковича, который получил такой страшный шок от статьи "Сумбур вместо музыки", что к опере больше не возвращался, Вайнберг продолжал писать оперы, несмотря ни на что, пусть и без надежды и шанса на исполнение. В Шостаковиче Сталин и его приспешники убили великого оперного композитора, но в Вайнберге – не смогли.

Мировая премьера оперы "Идиот". Фото с сайта: http://www.dw.de



Автор: Анастасія Буцко
Джерело: Deutsche Welle



Інші:

У Стокгольмі відкрився другий "Європейський фестиваль: Українська весна"
У Кропивницькому відбудеться свято хорової музики "Молитва вустами дітей"
У Лондоні вперше пролунали твори львівських композиторів
Про владу, кохання та підступність
Вперше в Україні презентували легендарний бродвейський хіт “Чикаго”
Симфонічні твори Станіслава Людкевича
Прем'єра симфонії - сорок років згодом
У Таллінні відбувся благодійний концерт класичної музики "Перетин культур"
В філармонії Одеси відбудеться концерт кларнетиста Ксіди та оркестру під керівництвом Шаврука
Французький органіст Жан Марі Леруа виступив на ІV фестивалі органної та камерної музики "Sounds of BACH" у Чернівцях
У Дніпрі завершився Міжнародний музичний конкурс
До Тернопільської філармонії завітав Шуберт зі своєю "Шубертіадою"
Сценографічна спадщина Євгена Лисика
У Страсбурзі відбувся концерт за участі українського оркестру та дитячих хорів
«Від бароко до класицизму»: музиканти оркестру «Ars – Nova» порадували миколаївців гарною музикою
У Ніжинській музичній школі на благодійному концерті зібрали 10 тисяч на тепловізор
Фотомиті "Київської пекторалі". Подія, яка вже стала історією
"Вечір української музики" у Кропивницькому
Маріупольський оркестр «Ренесанс» взяв участь у великому концерті в Італії
Музичний символ солідарності: на другу річницю великої війни оркестр Львівської філармонії виступив у Варшаві
"Музика без меж": у Дніпровській академії музики провели Міжнародний фестиваль академічного музичного мистецтва
Сучасна академічна музика та саунд-перформанси в іменах — 11 українських композиторів, чиї концерти не варто пропускати
Від Бетховена до Скорика: пам’ять Небесної сотні в Харкові вшанували музикою
“Музичні мости”
Полтавська обласна філармонія презентувала програму «Присвята Астору П’яццолі».
Абстракція в дикому вигляді: The New York Times про українську оперу Chornobyldorf
У Києві показали сучасний балет «Д.І.М.» про вимушену міграцію
У Львові під час концерту колядок і щедрівок хор "Дударик" зібрав понад 80 тисяч для військових
У "Карнегі-хол" у Нью-Йорку прозвучали твори відомих українських композиторів
Прем’єри та присвяти на концерті «Тиха молитва» у Львівській філармонії
З 3 по 8 січня у філармонії пройшов перший цьогорічний фестиваль органної та камерної музики «Bach Contemporary». Цьогоріч фестиваль представив публіці 8 різноманітних концертів обʼєднаних генієм Баха
"Мрії щасливого року": артисти Запорізької філармонії порадували глядачів ще однією прем"єрою
Ансамбль "Полтава" обласної філармонії відтворив на сцені різдвяні традиції
27 грудня у знаменитому будинку Роліт відбулась прем’єра перформансу-променаду «Гра в хованки з паном Лятошинським»
"Нове Різдво" хору ім. Бортнянського
«Котигорошко проти вікінгів»: ПРЕМ’ЄРА ВИСТАВИ
Напередодні Різдва у великій залі Ніжинської музичної школи відбувся святковий благодійний концерт на допомогу ЗСУ
Дивовижна прем'єра на Святвечір: у філармонії відтворили концертну програму капели Кошиця
"Сойчине крило": через 67 років після прем'єри повернувся на сцену балет Анатолія Кос-Анатольського на сюжет новели Івана Франка
У харківському метро пройшли концерти зірок оперного театру
      © 2008-2024 Music-review Ukraine



File Attachment Icon
804.jpg