4 марта 1877 года состоялась премьера балета “Лебединое озеро” | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
4 марта 1877 года состоялась премьера балета “Лебединое озеро”
4 марта 1877 года состоялась премьера балета “Лебединое озеро”
5 березня 2016, субота
Поширити у Facebook

В 1877-м году этот балет вызвал шквал критики, а спустя десятилетия стал визитной карточкой советского искусства. 135 лет назад в Большом театре состоялась премьера балета «Лебединое озеро».

Лебединое озеро

Петр Чайковский взялся за партитуру к «Лебединому озеру» в 1875 году по заказу Большого театра. Обещали 800 рублей – огромные по тем временам деньги. А 35-летний композитор был стеснен в средствах.

Автором либретто балета считается Владимир Бегичев. Однако существует высокая вероятность, что либретто балета принадлежит самому композитору — при написании музыки балета он активно консультировался с Бегичевым и счёл необходимым указать его имя на рукописи партитуры в качестве либретиста, однако сам Бегичев неоднократно, по свидетельствам современников, отрицал своё участие в написании либретто.

В ту эпоху балетная музыка не считалась делом достойным серьезного композитора. И Чайковский, к тому времени автор нескольких опер и симфонии, за балетную партитуру брался впервые.

В отличие от коллег – серьезных композиторов – балет понимал и любил. Высоко ценил способности примы Большого театра Анны Собещанской. Увы, в премьере балета «Лебединое озеро» на музыку Чайковского 1877 года она не участвовала.

Четырехактный спектакль, постановка Вацлава Резингера, потерпел провал.

Критики разнесли в нем все … кроме музыки. Чайковский писал: «Когда музыка хороша, не все ли равно, танцует под нее Собещанская или не танцует».

«Это великая партитура, с которой началась новая история балета. Можно говорить, что была эпоха до Чайковского и после Чайковского», – говорит балетный и театральный критик Вадим Гаевский.

Смерть 54-летнего Чайковского вызвала всплеск интереса к его творчеству. В Петербурге в 1894 году хореограф Лев Иванов взялся поставить второй акт – лебединый. Это он придумал «танец маленьких лебедей». В его постановке кордебалет стал играть важную роль. Всего год спустя Мариус Петипа и Лев Иванов поставили уже все четыре акта в Мариинском театре, и эта постановка имела успех. Либретто переписали, обогатив конфликтом. В первоначальном сюжете дочь злого волшебника не танцевала. Петипа изобрел партию черного лебедя. Отныне белого и черного, Одетту и Одиллию, будет исполнять одна балерина.

В начале ХХ века Александр Горский ставит «Лебединое озеро» в Большом театре. Черно-белую постановку Петипа-Иванова он счел слишком петербургской. Роскошные декорации, яркие исторические костюмы, московский шик: у примы Кандауровой на голове огромный бант, у Рославлёвой – корона и нарядные тюники.

В 1937 году постановку Горского редактирует Асаф Мессерер. В эпоху, когда «жить стало лучше, жить стало веселее», все должны остаться в живых. В 1969 году Юрий Григорович пытался вернуть трагический финал, но ему не позволили. «Лебединое» редактировали, как ни один другой балет.

«Это судьба, как загадочная смерть Чайковского. Самый лучший и самый беззащитный балет», – заверяет балетный и театральный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств России Вадим Гаевский.

На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры. Наиболее радикальными в этом отношении версиями считаются венская постановка Рудольфа Нуреева и версия Владимира Бурмейстера, а наиболее распространённые замены заключаются в возвращении в третий акт вариаций главных героев, написанных Чайковским для pas de six и pas de deux Собещанской и включение в четвёртую картину дуэта на музыку второй вариации из pas de six.

Одетта-Одиллия – эта партия определила не одну балетную карьеру. Для Марины Семеновой это был ее первый триумф. Гордая постановка головы и невероятный лебединый жест – рука касается головы.

Одетта Галины Улановой – символ вечной женственности и благородства. У бравурной Натальи Дудинской лучше получалась Одиллия. Ее черный лебедь влетал на сцену, как порыв ветра.

Майя Плисецкая – утонченная Одетта, властная Одиллия, и эти знаменитые руки-крылья, трепет полета. Рекордные 800 раз – в этой роли Плисецкую еще никто не перетанцевал.

Для жителей постсоветского пространства спектакль «Лебединое озеро» стал одним из символов Августовского путча 1991 года, поскольку во время событий именно постановку этого балета транслировали все телеканалы.

В 2015 году Большой театр и издательство “Композитор. Санкт-Петербург” тиражом 100 экземпляров выпустили книгу “”Лебединое озеро” в московском Большом театре. 1875-1883. Скрипичный репетитор и другие документы”, содержащую настоящую сенсацию.

Впервые балет “Лебединое озеро” представлен таким, каким его увидел автор.

Миру был предъявлен репетитор — переложенная для двух скрипок первоначальная версия балета (в XIX веке и постановочные, и обычные репетиции проходили не под фортепиано, а под скрипку), по которой и были поставлены два первых “Лебединых озера”.


Джерело: www.classicalmusicnews.ru



Інші:

Актуальність опери у вічних питаннях
День пам’яті Дмитра Гнатюка
30-ліття «Віртуозів Львова»
Новий жанр у кіно: Анастасія Мамонтенко представляє «Маніфест духовного андеграунду»
Навіщо оркестру диригент: відповідь, яка здивує навіть меломанів
Міг навчати музики, але обрав бій за майбутнє без війни: чому вчитель обрав гармату замість класу
Дніпровський режисер поставив спектакль у Маріупольському театрі
Як у Львівському органному залі лікують душі музикою
100 років від дня народження видатного українського оперного співака Дмитра Гнатюка
Фестиваль-Премія ГРА оголосив лонгліст
Хореографка Катерина Курман — про нову постановку "Соляріс" у Львові та сучасний балет
Сто п’ять миттєвостей успіху
Повітряні коридори життя
«Два кольори душі Дмитра Гнатюка»
Вінницька дослідниця Лариса Семенко видала унікальну монографію про Леонтовича
«Letters and Notes». Музика Грабовського на Ukrainian Contemporary Music Festival
«І в той момент стався вибух»: нові свідчення про російський авіаудар по драмтеатру у Маріуполі
Як дивитися оперу
26 лютого день пам'яті Костянтина Данькевича
Музиканти Київського симфонічного оркестру стали біженцями у Німеччині, але збирають повні зали на своїх концертах
Як народжується балет «Соляріс» Олександра Родіна?
Що запорожець робив за Дунаєм? Історія культової української опери та її видатного творця
Бетховен присвятив кілька своїх симфоній другу-українцю: хто це був
Ігор Шамо відмітив би ювілей
Олена Михайлівна Потапова відмітила ювілей
ДРУГИЙ ВСЕУКРАЇНСЬКИЙ КОНКУРС НА НАПИСАННЯ І ПОСТАНОВКУ КАМЕРНОЇ ОПЕРИ У ЛЬВІВСЬКІЙ НАЦІОНАЛЬНІЙ ОПЕРІ
Корифейка української опери
11 лютого 1938 року в селі Довбиші Баранівського району Житомирської області народився видатний український хоровий диригент і композитор, Народний артист України Анатолій Пашкевич
Фільм Анастасії Фалілеєвої «Я померла в Ірпені» отримав нагороду на найбільшому в світі фестивалі короткого метру
Одеська філармонія після обстрілу - масштаби збитків
100 років ХНАТОБу: як театр працює в умовах війни
Леся Українка музикою Франца Шуберта
Новий фільм Катерини Горностай СТРІЧКА ЧАСУ обрано до основного конкурсу 75-го Берлінського міжнародного кінофестивалю
Вона була довершеною гармонією: Соломія Крушельницька в авторській розповіді Олександра Балабка
Пам’ятаємо: Івану Карабицю виповнилось би 80!
«Шароварщина – це не те, що ми маємо показати в Європі»
ТОП-10 вистав 2024 року столичної сцени
130 років Борису Лятошинському: що варто знати про відомого українського композитора
Десять поглядів на Різдво: добірка класичної музики
Кропивницька музична школа імені Юлія Мейтуса відзначила 50-річчя від заснування
      © 2008-2025 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
34.jpg