Стаття |
|
|
|
|
Харьков. «Кармен». XXI век
Какой будет новая «Кармен» — анонсируют постановщики Армен Калоян, Александр Лапин и заслуженный артист Украины Виктор Плоскина
30 травня 2015, субота
Поширити у Facebook
Предъюбилейный сезон ХНАТОБ им. Н.В. Лысенко планируется завершить победительно и знаково — премьерой оперы-шлягера «Кармен» Ж. Бизе (скоро театру исполняется 90 лет, кроме того, в этом году отмечается 140 лет постоянных оперных постановок в Харькове и 235 лет первой музыкальной постановки в городе).
—Армен, как режиссер, вы поставили в ХНАТОБе оперы «Дон Жуан», «Сельская честь», «Брачный вексель», «Отелло» и эксклюзивную постановку «Бестиарий». Чем вызван ваш интерес к «Кармен»? И какова ваша концепция постановки?
—Это была моя мечта с тех пор, как я поставил новеллу Мериме в драме. Сейчас мировая тенденция — лучшие драматические режиссеры: Брук, Фокин, Черняховский, Додин, Штайн — ставят оперы. Я тоже вижу оперный спектакль как драматическую постановку по музыкальной драматургии. В работе над спектаклем мы много спорим, творчески интерпретируем клавир Ж. Бизе с дирижером-постановщиком спектакля Виктором Плоскиной и со вторам дирижером Юрием Яковенко.
Считаю, чтобы завоевать публику, опера на языке оригинала должна быть понятной благодаря визуализации слова в актерской игре и модной в плане художественного решения. Идеалом в образе Кармен для меня является современная звезда Венской оперы Элина Гаранча. Я представляю эту героиню не гламурненькой ряженой цыганкой, а босоногим дитем улицы, может быть, даже немного замарашкой, но чтобы она была притягательна, сексуальна. Кармен репетируют четыре солистки театра: Валерия Господынько, Вероника Коваль, Жанна Нименская и Виктория Житкова. Главный вопрос: Кармен любит Хозе? Да. А почему она изменяет ему? Она толкает Хозе на испытания, заведомо сталкивает его с теми, кто сильнее его, чтобы он стал ей достойным соперником. А Хозе (в исполнении солистов театра Сергея Гонтового, Александра Золотаренко и Виталия Лисковецкого) по природе своей — маленький человек, но он баск, а это значит культ патриархальных традиций, чести, религиозности. Он солдат. А значит, внутренний конфликт Хозе — в борьбе любви к контрабандистке со служебным долгом. У Мериме в финале Кармен говорит Хозе: «Я сразу, как только тебя увидела, поняла, что ты меня убьешь, но запомни, сначала я, а потом ты».
Тореадор Эскамилио (в нашей постановке — народный артист Украины Николай Коваль, Владимир Козлов и Александр Лапин — последний, кстати, уникально в практике мирового театра сочетает исполнение одной из центральных партий в опере с дебютом в качестве сценографа!) — как раз тот самый сильный соперник Хозе. У него есть слава, «фанклуб», но он живет не ради службы, как Хозе, а ради азарта выигрыша у судьбы, как и Кармен!
Для меня важны три темы в спектакле: магия (Кармен — колдунья, она подменяет Хозе душу, бросив в него свой цветок), тема карт и тема корриды. Дух Испании для меня тут не первостепенен, потому что ни Мерме, ни Бизе испанцами не были и в Испании не бывали. Вот интересно: четыре масти карт, а в опере как раз четыре женщины (Кармен, ее подружки Фраскита и Мерседес и соперница Кармен, невеста Хозе Микаэла), и три из них воплотили в жизнь то, что им карты нагадали. Спектакль будет о Кармен, роковой женщине в жизни мужчин, которая сама борется с роком, не случайно в увертюре звучат и тема корриды, и тема рока, тема борьбы со смертью.
Но также для меня важно нетрадиционно, психологически углубленно раскрыть образ Микаэлы, второй героини спектакля (ее репетируют Алла Мишакова, Юлия Пискун, Елена Скворцова и Вероника Шут).
У нас бытует мнение, что зритель ходит на название популярной оперы, а я считаю, что нужно менять ситуацию, чтобы зритель шел на трактовку известного всем произведения. Я ищу форму, в которой хор (хормейстер-постановщик Алексей Черникин) станет на сцене действующей силой, а не аморфной массой. Как балетмейстер над постановкой работает Елена Розина.
—Александр, наслышана об экспериментальности визуального решения «Кармен». В каком пространстве разыграется классическая история на сей раз?
—Предложена единая сценографическая установка — неписаные декорации, а сценография как действующее лицо. Главный образ — арена жизни Кармен и всех действующих лиц. Это круг жизни Кармен, который в конце спектакля замкнется. Коррида — как метафизический конфликт жизни и смерти. Помогать монтировщикам смещать эту декорацию, разворачивать ее прямо на глазах у зрителей будут солисты и артисты хора. Пусть скажут, что цвета сценографии банальные — красный и черный, но это цвета оперы «Кармен»!
Костюмы будут далеки от оперной традиции. Когда мы с режиссером обсуждали солдатскую одежду, то остановились на модификации HUGO BOSS — хор тоже должен быть модным. Как видите, мы не ограничиваем себя во временных рамках — костюмы будут сочетать мотивы традиционного испанского костюма со стилем эпохи декаданс и с модными тенденциями нашего времени. Поскольку в музыке «Кармен» зримо присутствует мистика, костюмы будут многофункциональными — из участников действия, благодаря плащам в тон сценографической установке, люди иной раз превратятся и в камни-валуны! Еще важная деталь замысла — костюмы должны подчеркивать индвидуальность исполнителя, работать на выявление женственности или мужественности персонажа.
—Виктор Михайлович, какие послания вы закладываете в постановку?
—Я уже cтавил «Кармен» лет 10 назад. Естественно, спустя много лет дирижеру интересно открывать партитуру заново. Опера «Кармен» должна быть в театре, потому что это — хит протяженностью в четыре акта, наиболее полюбившийся зрителям. Есть перечень опер, которые в театре вне всякой моды и «погоды» идти дожны, они определяют качественный уровень труппы. Я делаю минимальные купюры в клавире, поскольку опера одна из самых продолжительных. Сегодня в труппе ХНАТОБа есть хорошие исполнители, даже несколько составов, сейчас в театре формируется ядро молодых и среднего возраста исполнителей с редкими голосами: меццо, тенора, то есть залог успешного будущего театра.
Я приглашаю всех в театр оперы и балета на премьеру «Кармен». Зрители, не ленитесь, отрывайтесь от телевизоров и виртуальной реальности Интернета, приходите к нам, и мы отдадим вам частичку души, перельем в ваши души свои живые, неподдельные эмоции. Потому что театр — донор. Живая музыка Ж. Бизе в исполнении солистов, хора, балета, дирижера — это колоссальный энергетический заряд!
Автор: Юлія Коваленко
Концертна організація: Харківський національний академічний театр опери та балету імені М.В. Лисенка
Концертний зал: Великий зал Харківського академічного театру опери і балету ім. М.В. Лисенка
Джерело: izvestia.kharkov.ua
|