Харьков. «Кармен». XXI век | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Харьков. «Кармен». XXI век
Харьков. «Кармен». XXI век
Какой будет новая «Кармен» — анонсируют постановщики Армен Калоян, Александр Лапин и заслуженный артист Украины Виктор Плоскина
30 травня 2015, субота
Поширити у Facebook

Предъюбилейный сезон ХНАТОБ им. Н.В. Лысенко планируется завершить победительно и знаково — премьерой оперы-шлягера «Кармен» Ж. Бизе (скоро театру исполняется 90 лет, кроме того, в этом году отмечается 140 лет постоянных оперных постановок в Харькове и 235 лет первой музыкальной постановки в городе).


 
—Армен, как режиссер, вы поставили в ХНАТОБе оперы «Дон Жуан», «Сельская честь», «Брачный вексель», «Отелло» и эксклюзивную постановку «Бестиарий». Чем вызван ваш интерес к «Кармен»? И какова ваша концепция постановки?
 
—Это была моя мечта с тех пор, как я поставил новеллу Мериме в драме. Сейчас мировая тенденция — лучшие драматические режиссеры: Брук, Фокин, Черняховский, Додин, Штайн — ставят оперы. Я тоже вижу оперный спектакль как драматическую постановку по музыкальной драматургии. В работе над спектаклем мы много спорим, творчески интерпретируем клавир Ж. Бизе с дирижером-постановщиком спектакля Виктором Плоскиной и со вторам дирижером Юрием Яковенко.
 
Считаю, чтобы завоевать публику, опера на языке оригинала должна быть понятной благодаря визуализации слова в актерской игре и модной в плане художественного решения. Идеалом в образе Кармен для меня является современная звезда Венской оперы Элина Гаранча. Я представляю эту героиню не гламурненькой ряженой цыганкой, а босоногим дитем улицы, может быть, даже немного замарашкой, но чтобы она была притягательна, сексуальна. Кармен репетируют четыре солистки театра: Валерия Господынько, Вероника Коваль, Жанна Нименская и Виктория Житкова. Главный вопрос: Кармен любит Хозе? Да. А почему она изменяет ему? Она толкает Хозе на испытания, заведомо сталкивает его с теми, кто сильнее его, чтобы он стал ей достойным соперником. А Хозе (в исполнении солистов театра Сергея Гонтового, Александра Золотаренко и Виталия Лисковецкого) по природе своей — маленький человек, но он баск, а это значит культ патриархальных традиций, чести, религиозности. Он солдат. А значит, внутренний конфликт Хозе — в борьбе любви к контрабандистке со служебным долгом. У Мериме в финале Кармен говорит Хозе: «Я сразу, как только тебя увидела, поняла, что ты меня убьешь, но запомни, сначала я, а потом ты».
 
Тореадор Эскамилио (в нашей постановке — народный артист Украины Николай Коваль, Владимир Козлов и Александр Лапин — последний, кстати, уникально в практике мирового театра сочетает исполнение одной из центральных партий в опере с дебютом в качестве сценографа!) — как раз тот самый сильный соперник Хозе. У него есть слава, «фанклуб», но он живет не ради службы, как Хозе, а ради азарта выигрыша у судьбы, как и Кармен!
 
Для меня важны три темы в спектакле: магия (Кармен — колдунья, она подменяет Хозе душу, бросив в него свой цветок), тема карт и тема корриды. Дух Испании для меня тут не первостепенен, потому что ни Мерме, ни Бизе испанцами не были и в Испании не бывали. Вот интересно: четыре масти карт, а в опере как раз четыре женщины (Кармен, ее подружки Фраскита и Мерседес и соперница Кармен, невеста Хозе Микаэла), и три из них воплотили в жизнь то, что им карты нагадали. Спектакль будет о Кармен, роковой женщине в жизни мужчин, которая сама борется с роком, не случайно в увертюре звучат и тема корриды, и тема рока, тема борьбы со смертью.
 
Но также для меня важно нетрадиционно, психологически углубленно раскрыть образ Микаэлы, второй героини спектакля (ее репетируют Алла Мишакова, Юлия Пискун, Елена Скворцова и Вероника Шут).
 
У нас бытует мнение, что зритель ходит на название популярной оперы, а я считаю, что нужно менять ситуацию, чтобы зритель шел на трактовку известного всем произведения. Я ищу форму, в которой хор (хормейстер-постановщик Алексей Черникин) станет на сцене действующей силой, а не аморфной массой. Как балетмейстер над постановкой работает Елена Розина.
 
—Александр, наслышана об экспериментальности визуального решения «Кармен». В каком пространстве разыграется классическая история на сей раз?
 
—Предложена единая сценографическая установка — неписаные декорации, а сценография как действующее лицо. Главный образ — арена жизни Кармен и всех действующих лиц. Это круг жизни Кармен, который в конце спектакля замкнется. Коррида — как метафизический конфликт жизни и смерти. Помогать монтировщикам смещать эту декорацию, разворачивать ее прямо на глазах у зрителей будут солисты и артисты хора. Пусть скажут, что цвета сценографии банальные — красный и черный, но это цвета оперы «Кармен»!
 
Костюмы будут далеки от оперной традиции. Когда мы с режиссером обсуждали солдатскую одежду, то остановились на модификации HUGO BOSS — хор тоже должен быть модным. Как видите, мы не ограничиваем себя во временных рамках — костюмы будут сочетать мотивы традиционного испанского костюма со стилем эпохи декаданс и с модными тенденциями нашего времени. Поскольку в музыке «Кармен» зримо присутствует мистика, костюмы будут многофункциональными — из участников действия, благодаря плащам в тон сценографической установке, люди иной раз превратятся и в камни-валуны! Еще важная деталь замысла — костюмы должны подчеркивать индвидуальность исполнителя, работать на выявление женственности или мужественности персонажа.
 
—Виктор Михайлович, какие послания вы закладываете в постановку?
 
—Я уже cтавил «Кармен» лет 10 назад. Естественно, спустя много лет дирижеру интересно открывать партитуру заново. Опера «Кармен» должна быть в театре, потому что это — хит протяженностью в четыре акта, наиболее полюбившийся зрителям. Есть перечень опер, которые в театре вне всякой моды и «погоды» идти дожны, они определяют качественный уровень труппы. Я делаю минимальные купюры в клавире, поскольку опера одна из самых продолжительных. Сегодня в труппе ХНАТОБа есть хорошие исполнители, даже несколько составов, сейчас в театре формируется ядро молодых и среднего возраста исполнителей с редкими голосами: меццо, тенора, то есть залог успешного будущего театра.
 
Я приглашаю всех в театр оперы и балета на премьеру «Кармен». Зрители, не ленитесь, отрывайтесь от телевизоров и виртуальной реальности Интернета, приходите к нам, и мы отдадим вам частичку души, перельем в ваши души свои живые, неподдельные эмоции. Потому что театр — донор. Живая музыка Ж. Бизе в исполнении солистов, хора, балета, дирижера — это колоссальный энергетический заряд!


Автор: Юлія Коваленко
Концертна організація: Харківський національний академічний театр опери та балету імені М.В. Лисенка
Концертний зал: Великий зал Харківського академічного театру опери і балету ім. М.В. Лисенка
Джерело: izvestia.kharkov.ua



Інші:

100 років від дня народження видатного українського оперного співака Дмитра Гнатюка
Фестиваль-Премія ГРА оголосив лонгліст
Хореографка Катерина Курман — про нову постановку "Соляріс" у Львові та сучасний балет
Сто п’ять миттєвостей успіху
Повітряні коридори життя
«Два кольори душі Дмитра Гнатюка»
Вінницька дослідниця Лариса Семенко видала унікальну монографію про Леонтовича
«Letters and Notes». Музика Грабовського на Ukrainian Contemporary Music Festival
«І в той момент стався вибух»: нові свідчення про російський авіаудар по драмтеатру у Маріуполі
Як дивитися оперу
26 лютого день пам'яті Костянтина Данькевича
Музиканти Київського симфонічного оркестру стали біженцями у Німеччині, але збирають повні зали на своїх концертах
Як народжується балет «Соляріс» Олександра Родіна?
Що запорожець робив за Дунаєм? Історія культової української опери та її видатного творця
Бетховен присвятив кілька своїх симфоній другу-українцю: хто це був
Ігор Шамо відмітив би ювілей
Олена Михайлівна Потапова відмітила ювілей
ДРУГИЙ ВСЕУКРАЇНСЬКИЙ КОНКУРС НА НАПИСАННЯ І ПОСТАНОВКУ КАМЕРНОЇ ОПЕРИ У ЛЬВІВСЬКІЙ НАЦІОНАЛЬНІЙ ОПЕРІ
Корифейка української опери
11 лютого 1938 року в селі Довбиші Баранівського району Житомирської області народився видатний український хоровий диригент і композитор, Народний артист України Анатолій Пашкевич
Фільм Анастасії Фалілеєвої «Я померла в Ірпені» отримав нагороду на найбільшому в світі фестивалі короткого метру
Одеська філармонія після обстрілу - масштаби збитків
100 років ХНАТОБу: як театр працює в умовах війни
Леся Українка музикою Франца Шуберта
Новий фільм Катерини Горностай СТРІЧКА ЧАСУ обрано до основного конкурсу 75-го Берлінського міжнародного кінофестивалю
Вона була довершеною гармонією: Соломія Крушельницька в авторській розповіді Олександра Балабка
Пам’ятаємо: Івану Карабицю виповнилось би 80!
«Шароварщина – це не те, що ми маємо показати в Європі»
ТОП-10 вистав 2024 року столичної сцени
130 років Борису Лятошинському: що варто знати про відомого українського композитора
Десять поглядів на Різдво: добірка класичної музики
Кропивницька музична школа імені Юлія Мейтуса відзначила 50-річчя від заснування
Тріумф театру у часи викликів:
Станція, або розклад бажань: друга прем’єра за тиждень
Проєкт «Спадок» спільно з Музеєм Ханенків представляє альбом романсів на тексти класиків і обробки народних пісень ХХ століття
Королева українського театру. Як Марія Заньковецька "поставила на місце" Росію ще в XIX столітті і відреклася від родини заради сцени
Актор та керівник головного столичного театру звернувся до українців за кордоном
У Києві відбулася світова прем’єра першої опери Бортнянського, яка вважалася втраченою
«Театральна вечірка non stop»
Закарпатський народний хор увійшов у свій 79-й концертний сезон і розпочав підготовку до 80-літнього ювілею
      © 2008-2025 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
502.jpg