Сезонное обострение слуха | Music-Review Ukraine
Головна
Огляд
Сезонное обострение слуха
Таванець Дмитро
Дичко Леся Василівна
Скорик Мирослав Михайлович
Сезонное обострение слуха
Фестиваль "Музичні прем'єри сезону"
31 травня 2014, субота
Поширити у Facebook

Симфоническое закрытие и оркестровый эпилог ежегодного международного композиторского фестиваля «Музыкальные премьеры сезона» еще раз доказывают: каждый пишет, что он слышит.

Фестивалю «Музыкальные премьеры сезона», как и нашей стране, 23 года. Чем-то похожий на дегустацию плодов нового урожая, он всегда показывает музыку украинских авторов в приятном окружении коллег — в этот раз в основном поляков. На официальном закрытии «Премьер сезона» Национальный симфонический оркестр Украины и польский дирижер Роман Ревакович исполнят четыре украинских сочинения для солистов с оркестром и «Великий переход» 54-летнего поляка Ежи Корновича — произведение, как признается композитор, особой важности для него самого.

Эта вещь, написанная минувшей осенью по заказу министра культуры и национального наследия Польши, — еще одно эсхатологическое предсказание. Что‑то произойдет с большой частью мира, но важны переживания и точка зрения отдельно взятого человека, и ему придется изрядно попахать. Пианист Дмитрий Таванец, который днюет и ночует с нотами «Перехода» уже седьмой месяц, говорит, что в нем безумно сложный ритм и играть яркие соло либо что‑то сопроводительное приходится все 23 минуты: пауз — буквально три такта на все произведение. Тринадцать разделов произведения непрерывно подбрасывают задачу за задачей, как в сюжете на тему «переделай и преодолей себя, если сможешь». В предпоследнем разделе «Pandemonium» нужно прочувствовать и пережить всеобъемлющее тутти, напоминающее шабаш, и тогда состоится красивый эпилог, в котором пятеро оркестровых ударников, размахивая резиновыми шлангами, производят звуки ветра, все тише и умиротво­реннее.

Храброму и безотказному Таванцу предстоит в этот же вечер солировать в бурлескном Концентино для фортепиано, трубы, арфы, ударных и струнных Мирослава Скорика. Дважды выйдет на сцену и виолончелист-уникум Золтан Алмаши, прошлогодний лауреат композиторской премии имени Бориса Лятошинского: он солирует в Концерте для виолончели с оркестром Евгения Станковича и в собственном произведении «Взаимодействия», где виолончель звучит в диапазоне от рыка и стона до «чистого пения в эфирных высотах». Также будет сыгран Концерт для скрипки и альта с оркестром Александра Шимко (солисты — Игорь Завгородний и Максим Гринченко).

В этот же день в 14:00 премию имени Лятошинского вручат композитору Сергею Зажитько, чьи произведения прозвучат непосредственно в мемориальной квартире украинского классика и на его рояле. А в 16:00 ансамбль «Благовесть» исполнит в зале Союза композиторов огромный хоровой концерт. В первом отделении — десять сочинений на стихи Тараса Шевченко и посвящений главному национальному поэту, чье 200-летие отмечается в 2014-м, во втором — посвящение Памяти Небесной сотни — сочинение Леси Дычко на стихи Дмитрия Павлычко, использующее авторский материал композитора Кирилла Стеценко (1882-1922). А в воскресенье у Леси Дычко, безусловного авторитета хорового письма, состоится особенный концерт: в стенах Михайловского собора вместе с ее «Думкой» на слова Шевченко и двумя частями Второй Литургии прозвучат духовные сочинения ее последователей.

Кажется, ни в один из фестивалей прежних лет не звучало столько хоровой музыки. В этом году не только юбилей Шевченко, но и жизненная реальность внесла в «Премьеры сезона» заметные коррективы. Поминальную музыку теперь можно петь искренне — без стеснения, но и без пафоса.

Композиторы — люди с чуткой нервной системой, улавливающие не только слышимые звуки, но и что-то, что носится в воздухе прежде, чем прозвучать. Потому определенно стоит в воскресенье в 16:00 оказаться в зале Союза композиторов — Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» сыграет здесь полтора десятка интереснейших пьес. Вот те, что наверняка стоит запомнить: «Хорошая музыка» Ивана Тараненко для чудесного сопрано Тамары Ходаковой, «Песня о главном» Зажитько для баяна, скрипки, большого барабана и оркестра, «Smoke on the water» Алексея Войтенко на тему -eep Purple, игра (так заявлен жанр) авторства Святослава Крутикова для оркестра и дирижера, «Похороны мух» Виталия Вышинского для стенающих скрипки, контрабаса и остальных струнных. Названия звучат как шутки, но музыка очень логично, пьеса за пьесой подходит к оглушительно нежной камерной симфонии Евгения Станковича «Прикосновение ангела», которая прозвучит в самом конце.


Автор: Марія Храпачева
Виконавці: Дмитро Таванець
Композитори:Леся Дичко, Мирослав Скорик
Концертна організація: Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
Конкурс (фестиваль): Фестиваль "Музичні прем'єри сезону"
Джерело: www.capital.ua



Інші:

Музика як зброя: у Празі відбувся показ фільму «Озброєні піснею»
Україна пам'ятає: у Національній філармонії України вшанували жертв голодоморів
Вперше в Одесі: філармонія представила Суму часу та Пісню без слів
«Пригоди Орфея» - французько-українська постановка в Національній опереті України
Дві українські організації в Чехії відзначили ювілеї своєї діяльності
В театрі Франка резентували виставу "Шевченко 2.0"  Харківського академічного театру імені Тараса Шевченка "Березіль".
Відбувся перший концерт нового проєкту від INSO-Львів на сцені Barvy Hall
Концерт «Польська музика в Україні» ансамблю солістів «Київська камерата» під батутою польсько-українського маестро Романа Реваковича
Обговорення дезінформації: показ фільму «Zinema» та дискусія з міжнародними експертами в Торонто
Камерна опера “Русалонька” у “Малярці”
Завершився проєкт з оцифрування кіноархіву «Національної кінематеки України»
У херсонському укритті відбулась прем’єра моновистави
У Венеції оперою GAIA-24 закрили публічну програму Українського павільйону
Композитор зіграв концерт на російській ракеті, компоненти якої замінили на струни
“Вечір аргентинського танго”
У Києві відбувся концерт із нагоди 85-річчя композиторки Лесі Дичко
Рефлексії про втрачене та мрії про майбутнє
Французький віртуоз без нот на відкритті XIV Міжнародного львівського органного фестивалю
У Херсонському укритті провели обряд ворожіння
«Трубадур» – нова версія класики
«Король Артур» від Open Opera Ukraine: у пошуках героїв, сенсів та актуальних меседжів
“Ці діти ще не раз повернуться до концертного залу”
Обʼєднані сакральною спадщиною
Одеська опера тріумфально провела IX Міжнародний фестиваль мистецтв «Оксамитовий сезон в Одеській опері»
У Херсоні показали осінню терапію
Камерний оркестр імені Дмитра Ахшарумова виступив під орудою польського диригента
Зшивання країни нитками культури
Доступний театр: додатки Earcatch і Subcatсh презентували в Національній опереті України
Мікс жанрів
У Харкові пройшов фестиваль "Арфові Барви 2024: акустика та цифрові технології"
Сьогодні на Одещині відкривається міжнародний органний фестиваль ім. Теофіла Ріхтера
Віват, Схід Опера!
В Україні вперше пройшли концерти кримськотатарської симфонічної музики
Веселе хуліганство, але з тонким смаком
Післямова до фестивалю «Два дні й дві ночі нової музики»
Херсонці відвідали музично-терапевтичну програму
Символи війни у творах українських композиторок
Музика австрійського композитара, автора понад ста симфоній, звучала в чернігівській філармонії
Житомирська філармонія відкрила новий сезон виступом симфонічного оркестру з Черкас та столичного квартету тенорів
Національний президентський оркестр виступив у Кропивницькому з благодійним концертом 
      © 2008-2024 Music-review Ukraine



File Attachment Icon
110219_746.jpg