Любовница скрипка и госпожа виолончель | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Любовница скрипка и госпожа виолончель
Любовница скрипка и госпожа виолончель
29 листопада 2014, субота
Поширити у Facebook

Скрипка, альт, виолончель, - стоимость каждого из инструментов, сделанных в мастерской Страдивари или Гварнери, исчисляется миллионами. Играть на них - мечта каждого музыканта.

Дэвид Гарретт

От творческого альянса музыканта с его инструментом зависит успех обоих, - в один голос утверждают знатоки. И чем лучше, совершеннее инструмент, тем, разумеется, ярче может проявить себя виртуоз. Поэтому никого не удивляет тот факт, что чуть ли ни все выдающиеся современные музыканты играют на инструментах, сделанных несколько столетий назад великими мастерами.

 В мастерской Антонио Страдивари. С картины Эдгара Банди, 1893 г.

Более 1000 инструментов изготовил великий мастер Антонио Страдивари. Значительная часть их - около 600 скрипок, 12 альтов и 60 виолончелей из легендарной мастерской в Кремоне - сохранилась. Их владельцами становятся по разным причинам. Одни - из любви к музыкальному искусству, другие рассматривают скрипки как надежный объект для инвестиций. Ясно, что со временем такие музыкальные инструменты будут только дорожать.

Душа в душу

Для людей, всецело посвятивших себя музыке, скрипки, альты, виолончели - их соратники, верные друзья, партнеры, в каком-то смысле их второе "я". О неповторимом звучании этих шедевров порою ходят настоящие легенды. Знаменитый скрипач и дирижер Иегуди Менухин, который был обладателем двух "страдивари", уверял, что мастерски выполненные скрипки - все равно, что живые существа, хранящие души их обладателей. На одной из скрипок Менухина, кстати, сегодня играет другой виртуоз - известный американский скрипач Ицхак Перлман.

Известная немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер (Anne-Sophie Mutter) как-то призналась, что ее уши "открылись" только после знакомства со скрипкой Страдивари. Их у нее две: 1703-го и 1710-го годов: "Эмилиани" и "Лорд Дун-Равен". Кстати, всем инструментам знаменитого мастера дают имена, подчеркивая, что каждый из них абсолютно индивидуален. Вот и скрипки Анне-Софи Муттер, как утверждает их обладательница, звучат совершенно по-разному.

Анне-Софи Муттер

Уроженец Риги, лауреат международного конкурса имени Чайковского, израильский виолончелист Миша Майский получил свой инструмент неожиданным образом. После первого его концерта в Нью-Йорке в 1972 году, один из поклонников музыканта, которому было тогда 24 года, показал ему старинную виолончель. Как выяснилось, она была изготовлена в 1720 году в мастерской Монтаньяна. Ее владелец решил отдать эту виолончель Майскому за почти символическую для такого драгоценного инструмента сумму. Виртуоз играет на виолончели до сих пор, лелея ее, по его собственному выражению, "как любовницу".

Второе "я" напрокат

Скрипичных дел мастеров в эпоху Антонио Страдивари было немало. Среди самых именитых - Гварнери, Штайнер, их учитель Амати... Они "строили" (так говорят профессионалы) инструменты с чарующим звучанием. Но практически все эти инструменты рассчитаны на концерты для небольшой аудитории. Скрипки же великого Страдивари были более мощными и потому пользуются у виртуозов особым спросом: специалисты утверждают, что их полнозвучные "голоса" великолепно подходит для современных концертных залов.

У немецкого виртуоза Дэвида Гарретта (David Garrett) несколько старинных инструментов. Свою первую скрипку Страдивари Гарретт получил в возрасте 11-ти лет. Это был дар ахенского Фонда имени Тальбо (TalbotStiftungAachen), владеющего скрипкой "Сан-Лоренцо", которая была изготовлена в "золотой период" великого лютье Средневековья. Вручил ее вундеркинду бывший президент ФРГ Рихард фон Вайзцеккер (Richard Karl Freiherr von Weizsäcker). А любимая скрипка Гарретта - драгоценная "страдивари Буша", изготовленная в 1716 году и названная в честь ее бывшего владельца, легендарного немецкого скрипача Адольфа Буша (Adolf Busch).

Второе "я" – напрокат

Скрипка "Сан-Лоренцо" по-прежнему остается собственностью упомянутого фонда. Гаррет получил ее, так сказать, в аренду, хотя и на всю жизнь. Нет ничего удивительного в том, что у многих даже очень знаменитых музыкантов нет достаточных средств для приобретения редких и дорогостоящих инструментов, и они берут их напрокат. Впрочем, владельцы этих скрипок, альтов и виолончелей (коллекционеры, крупные банки, фирмы и фонды) охотно предоставляют шедевры древних мастеров известным исполнителям.

Кстати, крупнейшая коллекция драгоценных смычковых инструментов, предоставляемых для общественного пользования, сегодня принадлежит королевскому дому Испании.
Трудно себе представить, чтобы Паганини играл когда-то не на собственной. А на взятой напрокат скрипке. Но сегодня инструментов знаменитых мастеров, в частности, Страдивари, в свободной продаже просто нет, а цены на редкие экземпляры растут с каждым годом. В 2008 году на благотворительном интернет-аукционе скрипка Страдивари "Леди Блант" 1721 года, принадлежавшая некогда внучке лорда Байрона и названная в ее честь, была продана за 16 миллионов евро.

 Соль Габетта

Музыкант и его инструмент нераздельны. Именно в этом кроется один из секретов успеха настоящего виртуоза, уверена мюнхенская скрипачка Юлия Фишер (Julia Fischer). Ей вторит знаменитая аргентинская виолончелистка Соль Габетта (So lGabetta).

К своей виолончели она обращается не иначе, как "госпожа Габетта". "Мой инструмент - это тоже личность со своим характером, со своей душой и со своим жизненным опытом", - говорит виолончелистка.


Автор: Інга Ваннер
Джерело: Deutsche Welle



Інші:

Тиха революція
9 червня день пам'яті Василя Барвінського
Консульство - філармонія: 20 років співпраці
"Зозулька" Соломії, або Трагічна доля Ганни Крушельницької
Дослідження виявило вплив музики на мозкові ритми людини
Випуск 2025: свято музики і таланту!
Легендарна "Мелодія" Мирослава Скорика має 20 версій і звучить на планеті кожні три дні
8 театральних прем'єр, які не можна пропустити в червні
Короткометражний фільм “ALONG THE LINES” увійшов до програми престижного TRIBECA FILM FESTIVAL
Яка зарплата у вчителя музики: що демонструє середній показник по країні
Батько Мирослава Скорика у 1939-му заробляв 500 злотих, а у 1941-му - 600 рублів
Видавництво "Родовід", "Танго для трьох"
Економіка дозвілля — скільки коштують квитки до кращих театрів ЄС
Актуальність опери у вічних питаннях
День пам’яті Дмитра Гнатюка
30-ліття «Віртуозів Львова»
Новий жанр у кіно: Анастасія Мамонтенко представляє «Маніфест духовного андеграунду»
Навіщо оркестру диригент: відповідь, яка здивує навіть меломанів
Міг навчати музики, але обрав бій за майбутнє без війни: чому вчитель обрав гармату замість класу
Дніпровський режисер поставив спектакль у Маріупольському театрі
Як у Львівському органному залі лікують душі музикою
100 років від дня народження видатного українського оперного співака Дмитра Гнатюка
Фестиваль-Премія ГРА оголосив лонгліст
Хореографка Катерина Курман — про нову постановку "Соляріс" у Львові та сучасний балет
Сто п’ять миттєвостей успіху
Повітряні коридори життя
«Два кольори душі Дмитра Гнатюка»
Вінницька дослідниця Лариса Семенко видала унікальну монографію про Леонтовича
«Letters and Notes». Музика Грабовського на Ukrainian Contemporary Music Festival
«І в той момент стався вибух»: нові свідчення про російський авіаудар по драмтеатру у Маріуполі
Як дивитися оперу
26 лютого день пам'яті Костянтина Данькевича
Музиканти Київського симфонічного оркестру стали біженцями у Німеччині, але збирають повні зали на своїх концертах
Як народжується балет «Соляріс» Олександра Родіна?
Що запорожець робив за Дунаєм? Історія культової української опери та її видатного творця
Бетховен присвятив кілька своїх симфоній другу-українцю: хто це був
Ігор Шамо відмітив би ювілей
Олена Михайлівна Потапова відмітила ювілей
ДРУГИЙ ВСЕУКРАЇНСЬКИЙ КОНКУРС НА НАПИСАННЯ І ПОСТАНОВКУ КАМЕРНОЇ ОПЕРИ У ЛЬВІВСЬКІЙ НАЦІОНАЛЬНІЙ ОПЕРІ
Корифейка української опери
      © 2008-2025 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
41.jpg