Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере | Music-Review Ukraine
Головна
Огляд
Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере
Ермінь Йожеф
Пірієв Олександр Валерійович
Національний Одеський філармонійний оркестр
Ерл Хобарт
Скорик Мирослав Михайлович
Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере
Музыка для кино и новый виолончельный концерт
23 червня 2016, четвер
Поширити у Facebook

В исполнении Национального Одесского филармонического оркестра и приглашённых солистов меломанов состоялся Национальный проект «ТРИ «С» — грандиозное музыкальное событие в рамках фестиваля Black Sea Music Fest.

Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере.Фото: Пётр Катин


Публика собиралась в Одесском Национальном Академическом театре оперы и балета просвещённая, жаждущая встречи со знаменитым композитором, к тому же этим концертом Black Sea Music Fest, казалось, проходил экватор, это была кульминация всего события.

Мы привыкли слушать музыку классиков, но личное присутствие живого классика (а таковым Мирослав Михайлович, безусловно, является), придаёт фестивалю совершенно особый смысл и статус.

К тому же это был первый композиторский концерт маэстро в стенах Одесской оперы, где гастролировала в своё время его дальняя родственница, легендарная певица Соломия Крушельницкая.

Проект «ТРИ С» рассчитан почти на два года и должен охватить концертами ключевые города Украины: Киев, Львов, Одессу, Харьков, Днепропетровск. Ивано-Франковск, Черновцы.

Автор идеи проекта, блестящий виолончелист Александр Пириев, положил в основу концепции концертных программ соединение произведений выдающихся украинских артистов с шедеврами мировой классики, которые характером и музыкальным языком определённым образом приближены к сфере творческих поисков каждого из украинцев.

Поэтому музыка Мирослава Скорика звучит в одной программе с популярными произведениями французских импрессионистов Клода Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна») и Мориса Равеля («Болеро»). Дебюсси и Равель, по признанию Мирослава Михайловича, повлияли на его становление как композитора.

Александр Пириев.Фото: Пётр Катин


Неслучайно в программе возникло и знаковое произведение Джорджа Гершвина «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром, где пианист, заслуженный артист Украины Йожеф Эрминь, продемонстрировал потрясающе раскованную манеру исполнения, органичную для салунных тапёров дикого Запада и, конечно, Юга, (который, как всем известно, «ещё не сказал своё слово!»).

Мирослав Скорик давно и безнадёжно болен джазом, концертирует как джазовый пианист, и совсем недавно, в апреле, в рамках фестиваля «Два дня и две ночи новой музыки» побывал в Одессе, дирижируя своим джазовым концертом в зале школы имени Столярского.

«ТРИ С» – это Скорик, Сильвестров, Станкович, три здравствующих классика украинской академической музыки, чьи фамилии удивительным образом начинаются с одной и той же буквы. Элегантное получилось название! В

месте с музыкой Евгения Станковича осенью будут исполняться произведения Дмитрия Шостаковича, а «компанию» шедеврам Валентина Сильвестрова весной 2017-го года составит музыка Франца Шуберта и Густава Малера. По замыслу Александра Пириева такая «подача» должна стать дополнительным подтверждением того, что мы являются неотъемлемой частью большого музыкального мира.

Мирослав Скорик и Александр Пириев.Фото: Пётр Катин


Правда, не всем живым классикам эта идея понравилась. Так, Валентин Сильвестров в недавнем интервью Ольге Кизловой для еженедельника «Зеркало недели» иронично комментирует факт проведения проекта: «Я знаю о нём, но мне это не нравится. Согласен, чтобы осталось два "С", а меня убрали. Я не буду в этом участвовать, мне не нравятся эти "братские могилы". Или пусть добавят "Р" — Левка Ревуцкого, и получится "СССР". Произойдет восстановление того, о чём мечтают в Кремле. Это всё типично советские дела — подобные фестивали».

Да ладно, это как раз европейская концепция, опять-таки элегантно сформулированная, а Лев Ревуцкий, при всём уважении, давно уже не с нами, живым классиком его с 1977 года никак не назовёшь. Будем надеяться, маэстро Сильвестров ещё изменит своё отношение к проекту. Ну разве может композитор быть против исполнения своей музыки?!

А Мирослав Михайлович не без юмора комментировал всё это в Одессе так: «Каждый может относиться к идее как угодно, в том числе иронично. Мне идея нравится. Правда, я бы с удовольствием избавился от двух других "С" и остался в проекте единственной буквой "С"! Надеюсь, вы понимаете, что я шучу, на самом деле я люблю своих коллег и рад быть именно с ними в одном проекте».

Мирослав Скорик.Фото: Пётр Катин


В первом отделении концерта прозвучал «Триптих» Мирослава Скорика на темы из известной киноленты Сергея Параджанова «Тени забытых предков» (на экране из кадров фильма была смонтирована красивая и печальная история любви героев), а также Дебюсси и Гершвин.

Во втором — «Болеро» Равеля, 19-й каприс из цикла «24 каприса» Никколо Паганини — Мирослава Скорика для симфонического оркестра. И наш оркестр, и дирижировавший, как обычно, без партитуры маэстро Хобарт Эрл, превзошли себя. Но наступил волнительный момент мировой премьеры Второго концерта для виолончели с оркестром — и в центре внимания оказался Александр Пириев и его инструмент, словно ставший голосом лирического героя произведения, задававший скорбные вопросы, на которые звучали ответы то гобоя, то фагота, то медных духовых, исполняющих не то погребальный, не то походный марш… Драматические переживания композитором ужасных событий, ставших реальностью в его стране – такое всегда случалось с классиками, никому не доставалось идеально спокойного и безбедного времени…

Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере.Фото: Пётр Катин

Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере.Фото: Пётр Катин


Надо сказать, Мирослав Скорик — единственный в Украине композитор, пишущий знаковые виолончельный концерты. За Концерт №1 он был удостоен Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко в 1987 году. Спустя почти 30 лет был написан Второй концерт для виолончели с оркестром, специально для Александра Пириева.

Хобарт Эрл .Фото: Пётр Катин

Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере.Фото: Пётр Катин

«За это время я написал много другой музыки», — отшучивался маэстро в ответ на вопрос, отчего так велик временной перерыв. Хотя дело, конечно, в личности солиста, для которого захотелось написать концерт.

А на бис, «на сладкое», конечно же, для публики исполнили знаковую «Мелодию» Скорика, известную во всём мире и написанную во времена, когда казалось, будто ужасы войны остались в прошлом, а впереди у страны только счастье, безбрежное, как эта музыка…

Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере.Фото: Пётр Катин



Автор: Марія Гудима
Колективи: Національний Одеський філармонійний оркестр
Виконавці: Йожеф Ермінь, Олександр Пірієв
Диригенти: Хобарт Ерл
Композитори:Мирослав Скорик
Концертна організація: Одеський Національний академічний театр опери та балету
Концертний зал: Концертний зал Одеського Національного академічного театру опери та балету
Конкурс (фестиваль): Міжнародний музичний фестиваль «Black Sea Music Fest»
Джерело: timer-odessa.net



Інші:

«Open space»: екскурсія для дітей та молоді Полтавщини
ДО ДНЯ ПАМ’ЯТІ ГЕРОЇВ КРУТ
Враження про концерт Богдани Півненко у Лондоні
Бо це танець твого життя
Лагідна посмішка старенького генія. Як україномовний "Фальстаф" Джузеппе Верді запрем'єрився у Київській опері на Подолі
У Києві відбулася прем’єра балету-біографії «Леся» від Art Ballet Company
"Кабаре" і "Чикаго": як київські театри адаптовують бродвейські мюзикли
Леся Олійник: Яскрава панорама сучасної української музики в Лондоні
У Києві відзначили 100-річний ювілей однієї з найстаріших в Україні музичних шкіл
Повернути композитора Лятошинського на українську сцену. Чи вдалась місія фестивалю Liatoshynsky space
Орган з німецької церкви вперше зазвучав на концерті у Харкові 
«Сірано де Бержерак» у Львові
«Діалоги кармеліток» Пуленка: про віру, жертовність і відданість переконанням
“Діалоги кармеліток” Львівської національної опери: між кров’ю, вогнем і Богом
Чи можна ставити «Дочку полку» у воєнний час?
Львівська національна опера: прем’єри, події та досягнення 2024 року
В Схід Опера відбулася прем’єра україномовної версії оперети Йоганна Штрауса «Летюча миша»
Нова версія «Лускунчика Гофмана» у Київській опері
Вечори позитиву та класичних шлягерів
Львівський хор “Гомін” презентував українське Різдво у Швеції
Думки, навіяні після перегляду вистави “Поромник” (The Ferryman)
У США відкрили виставку «Чотири ноти з України», присвячену історії «Щедрика»
У Національній опереті України відбулася премʼєра іспансько-українського проєкту (сарсуела на дві дії) за мотивами знаменитої п’єси Лопе де Веги «Собака на сіні»
Казковий сон у... техніці модерну
Національний симфонічний оркестр України виступив у столиці Польщі
Вперше в історії «Щедрик» прозвучав у франкфуртській Alte Oper
Музика як зброя: у Празі відбувся показ фільму «Озброєні піснею»
Україна пам'ятає: у Національній філармонії України вшанували жертв голодоморів
Вперше в Одесі: філармонія представила Суму часу та Пісню без слів
«Пригоди Орфея» - французько-українська постановка в Національній опереті України
Дві українські організації в Чехії відзначили ювілеї своєї діяльності
В театрі Франка резентували виставу "Шевченко 2.0"  Харківського академічного театру імені Тараса Шевченка "Березіль".
Відбувся перший концерт нового проєкту від INSO-Львів на сцені Barvy Hall
Концерт «Польська музика в Україні» ансамблю солістів «Київська камерата» під батутою польсько-українського маестро Романа Реваковича
Обговорення дезінформації: показ фільму «Zinema» та дискусія з міжнародними експертами в Торонто
Камерна опера “Русалонька” у “Малярці”
Завершився проєкт з оцифрування кіноархіву «Національної кінематеки України»
У херсонському укритті відбулась прем’єра моновистави
У Венеції оперою GAIA-24 закрили публічну програму Українського павільйону
Композитор зіграв концерт на російській ракеті, компоненти якої замінили на струни
      © 2008-2024 Music-review Ukraine



File Attachment Icon
jivoy_klassik_na_festivale_miroslav_skorik_v_odesskoy_opere_6386.jpg