Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере | Music-Review Ukraine
Головна
Огляд
Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере
Ермінь Йожеф
Пірієв Олександр Валерійович
Національний Одеський філармонійний оркестр
Ерл Хобарт
Скорик Мирослав Михайлович
Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере
Музыка для кино и новый виолончельный концерт
23 червня 2016, четвер
Поширити у Facebook

В исполнении Национального Одесского филармонического оркестра и приглашённых солистов меломанов состоялся Национальный проект «ТРИ «С» — грандиозное музыкальное событие в рамках фестиваля Black Sea Music Fest.

Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере.Фото: Пётр Катин


Публика собиралась в Одесском Национальном Академическом театре оперы и балета просвещённая, жаждущая встречи со знаменитым композитором, к тому же этим концертом Black Sea Music Fest, казалось, проходил экватор, это была кульминация всего события.

Мы привыкли слушать музыку классиков, но личное присутствие живого классика (а таковым Мирослав Михайлович, безусловно, является), придаёт фестивалю совершенно особый смысл и статус.

К тому же это был первый композиторский концерт маэстро в стенах Одесской оперы, где гастролировала в своё время его дальняя родственница, легендарная певица Соломия Крушельницкая.

Проект «ТРИ С» рассчитан почти на два года и должен охватить концертами ключевые города Украины: Киев, Львов, Одессу, Харьков, Днепропетровск. Ивано-Франковск, Черновцы.

Автор идеи проекта, блестящий виолончелист Александр Пириев, положил в основу концепции концертных программ соединение произведений выдающихся украинских артистов с шедеврами мировой классики, которые характером и музыкальным языком определённым образом приближены к сфере творческих поисков каждого из украинцев.

Поэтому музыка Мирослава Скорика звучит в одной программе с популярными произведениями французских импрессионистов Клода Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна») и Мориса Равеля («Болеро»). Дебюсси и Равель, по признанию Мирослава Михайловича, повлияли на его становление как композитора.

Александр Пириев.Фото: Пётр Катин


Неслучайно в программе возникло и знаковое произведение Джорджа Гершвина «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром, где пианист, заслуженный артист Украины Йожеф Эрминь, продемонстрировал потрясающе раскованную манеру исполнения, органичную для салунных тапёров дикого Запада и, конечно, Юга, (который, как всем известно, «ещё не сказал своё слово!»).

Мирослав Скорик давно и безнадёжно болен джазом, концертирует как джазовый пианист, и совсем недавно, в апреле, в рамках фестиваля «Два дня и две ночи новой музыки» побывал в Одессе, дирижируя своим джазовым концертом в зале школы имени Столярского.

«ТРИ С» – это Скорик, Сильвестров, Станкович, три здравствующих классика украинской академической музыки, чьи фамилии удивительным образом начинаются с одной и той же буквы. Элегантное получилось название! В

месте с музыкой Евгения Станковича осенью будут исполняться произведения Дмитрия Шостаковича, а «компанию» шедеврам Валентина Сильвестрова весной 2017-го года составит музыка Франца Шуберта и Густава Малера. По замыслу Александра Пириева такая «подача» должна стать дополнительным подтверждением того, что мы являются неотъемлемой частью большого музыкального мира.

Мирослав Скорик и Александр Пириев.Фото: Пётр Катин


Правда, не всем живым классикам эта идея понравилась. Так, Валентин Сильвестров в недавнем интервью Ольге Кизловой для еженедельника «Зеркало недели» иронично комментирует факт проведения проекта: «Я знаю о нём, но мне это не нравится. Согласен, чтобы осталось два "С", а меня убрали. Я не буду в этом участвовать, мне не нравятся эти "братские могилы". Или пусть добавят "Р" — Левка Ревуцкого, и получится "СССР". Произойдет восстановление того, о чём мечтают в Кремле. Это всё типично советские дела — подобные фестивали».

Да ладно, это как раз европейская концепция, опять-таки элегантно сформулированная, а Лев Ревуцкий, при всём уважении, давно уже не с нами, живым классиком его с 1977 года никак не назовёшь. Будем надеяться, маэстро Сильвестров ещё изменит своё отношение к проекту. Ну разве может композитор быть против исполнения своей музыки?!

А Мирослав Михайлович не без юмора комментировал всё это в Одессе так: «Каждый может относиться к идее как угодно, в том числе иронично. Мне идея нравится. Правда, я бы с удовольствием избавился от двух других "С" и остался в проекте единственной буквой "С"! Надеюсь, вы понимаете, что я шучу, на самом деле я люблю своих коллег и рад быть именно с ними в одном проекте».

Мирослав Скорик.Фото: Пётр Катин


В первом отделении концерта прозвучал «Триптих» Мирослава Скорика на темы из известной киноленты Сергея Параджанова «Тени забытых предков» (на экране из кадров фильма была смонтирована красивая и печальная история любви героев), а также Дебюсси и Гершвин.

Во втором — «Болеро» Равеля, 19-й каприс из цикла «24 каприса» Никколо Паганини — Мирослава Скорика для симфонического оркестра. И наш оркестр, и дирижировавший, как обычно, без партитуры маэстро Хобарт Эрл, превзошли себя. Но наступил волнительный момент мировой премьеры Второго концерта для виолончели с оркестром — и в центре внимания оказался Александр Пириев и его инструмент, словно ставший голосом лирического героя произведения, задававший скорбные вопросы, на которые звучали ответы то гобоя, то фагота, то медных духовых, исполняющих не то погребальный, не то походный марш… Драматические переживания композитором ужасных событий, ставших реальностью в его стране – такое всегда случалось с классиками, никому не доставалось идеально спокойного и безбедного времени…

Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере.Фото: Пётр Катин

Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере.Фото: Пётр Катин


Надо сказать, Мирослав Скорик — единственный в Украине композитор, пишущий знаковые виолончельный концерты. За Концерт №1 он был удостоен Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко в 1987 году. Спустя почти 30 лет был написан Второй концерт для виолончели с оркестром, специально для Александра Пириева.

Хобарт Эрл .Фото: Пётр Катин

Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере.Фото: Пётр Катин

«За это время я написал много другой музыки», — отшучивался маэстро в ответ на вопрос, отчего так велик временной перерыв. Хотя дело, конечно, в личности солиста, для которого захотелось написать концерт.

А на бис, «на сладкое», конечно же, для публики исполнили знаковую «Мелодию» Скорика, известную во всём мире и написанную во времена, когда казалось, будто ужасы войны остались в прошлом, а впереди у страны только счастье, безбрежное, как эта музыка…

Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере.Фото: Пётр Катин



Автор: Марія Гудима
Колективи: Національний Одеський філармонійний оркестр
Виконавці: Йожеф Ермінь, Олександр Пірієв
Диригенти: Хобарт Ерл
Композитори:Мирослав Скорик
Концертна організація: Одеський Національний академічний театр опери та балету
Концертний зал: Концертний зал Одеського Національного академічного театру опери та балету
Конкурс (фестиваль): Міжнародний музичний фестиваль «Black Sea Music Fest»
Джерело: timer-odessa.net



Інші:

Львівський музичний «десант» у Києві – браво!
Завершилось всеукраїнське турне Академічного симфонічного оркестру Львівської філармонії
У Київській муніципальній академії музики ім. Р. М. Глієра провели майстер-класи для юних харків'ян
У Відні відбувся масштабний концерт за участю 150 українських виконавців класичної музики
ЛУЦЬКІЙ МУЗИЧНІЙ ШКОЛІ №1 ВИПОВНИЛОСЯ 85 РОКІВ
Повернення шедевра: у Відні говорили про віднайдену оперу українця Дмитра Бортнянського
«Спалахи пам’яті»
У Харкові знову виступив прекрасний лебідь в оточенні кращих голосів міста
Вишиванки на сцені і в залі: ансамбль "Запорожці" запросив шанувальників на "Зоряні зустрічі"
Артисти симфонічного оркестру виступили для бійців ЗСУ
На концерті пам'яті Михайла Чембержі "Там, де музика звучить!"
Враження від 21-ших "Акордів Хортиці"
Галас навколо GAIA. В Києві відбулась прем'єра авангардної опери від Opera aperta
Ансамбль солістів "Київська камерата" виступив у Carnegie Hall
“Отелло” - магічна подорож, або Без стереотипів на класику
У Стокгольмі відкрився другий "Європейський фестиваль: Українська весна"
У Кропивницькому відбудеться свято хорової музики "Молитва вустами дітей"
У Лондоні вперше пролунали твори львівських композиторів
Про владу, кохання та підступність
Вперше в Україні презентували легендарний бродвейський хіт “Чикаго”
Симфонічні твори Станіслава Людкевича
Прем'єра симфонії - сорок років згодом
У Таллінні відбувся благодійний концерт класичної музики "Перетин культур"
В філармонії Одеси відбудеться концерт кларнетиста Ксіди та оркестру під керівництвом Шаврука
Французький органіст Жан Марі Леруа виступив на ІV фестивалі органної та камерної музики "Sounds of BACH" у Чернівцях
У Дніпрі завершився Міжнародний музичний конкурс
До Тернопільської філармонії завітав Шуберт зі своєю "Шубертіадою"
Сценографічна спадщина Євгена Лисика
У Страсбурзі відбувся концерт за участі українського оркестру та дитячих хорів
«Від бароко до класицизму»: музиканти оркестру «Ars – Nova» порадували миколаївців гарною музикою
У Ніжинській музичній школі на благодійному концерті зібрали 10 тисяч на тепловізор
Фотомиті "Київської пекторалі". Подія, яка вже стала історією
"Вечір української музики" у Кропивницькому
Маріупольський оркестр «Ренесанс» взяв участь у великому концерті в Італії
Музичний символ солідарності: на другу річницю великої війни оркестр Львівської філармонії виступив у Варшаві
"Музика без меж": у Дніпровській академії музики провели Міжнародний фестиваль академічного музичного мистецтва
Сучасна академічна музика та саунд-перформанси в іменах — 11 українських композиторів, чиї концерти не варто пропускати
Від Бетховена до Скорика: пам’ять Небесної сотні в Харкові вшанували музикою
“Музичні мости”
Полтавська обласна філармонія презентувала програму «Присвята Астору П’яццолі».
      © 2008-2024 Music-review Ukraine



File Attachment Icon
jivoy_klassik_na_festivale_miroslav_skorik_v_odesskoy_opere_6386.jpg