«Золотоверхий Київ» представляет: Леся Дычко | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
«Золотоверхий Київ» представляет: Леся Дычко
Муніципальний камерний хор
Гобдич Микола
Степанченко Галина
Дичко Леся Василівна
«Золотоверхий Київ» представляет: Леся Дычко
6 листопада 1999, субота
Поширити у Facebook

Третий хор-фест «Золотоверхий Київ» проходил в этом году четыре дня и посвящен был творчеству выдающегося украинского композитора и известного деятеля хоровой культуры Леси Дычко.

На двух предыдущих фестивалях слушатели познакомились с творчеством Виктора Степурко в программе «Той дивний світ…» и Юрия Алжнева — «Пробудження». В программах этого фестиваля, кроме концертов хора «Киев» (с музыкой старинной и обработками украинских народных песен) и Национального заслуженного академического украинского народного хора Украины имени Григория Веревки, состоялась презентация программы «Відлуння віків» Леси Дычко, в которой приняли участие семь хоровых коллективов.

Уже традиционно директор фестиваля и художественный руководитель Николай Гобдыч приглашает хоровых дирижеров из всех регионов Украины, и фестиваль с его распланированным концертно-репетиционным графиком стал своеобразным мастер-классом, где общение с ведущими мастерами хорового искусства, знакомство с хорами было одной из главных задач.

В первом концерте-открытии, прозвучали шедевры старинной духовной музыки. Истинное наслаждение слушателям доставило исполнение произведений М.Березовского, А.Веделя, староукраинских церковных монодий XVI столетия, а также хорового концерта

А.Гречанинова. Звучание хора «Киев» в первом отделении отличалось особой проникновенностью. Вокальное мастерство соединилось в дирижерской интерпретации Николая Гобдыча с удивительно точным ощущением драматургии хоровых концертов. Во втором отделении — прозвучали уже знакомые слушателям обработки украинских народных песен. Этот концерт воспринимался как итог определенной работы хора в направлении духовной музыки и народного творчества. Возможно, хотелось бы в нем больше услышать новых произведений.

Второй фестивальный вечер был посвящен гостю фестиваля — Народному хору имени Григория Веревки. В концерте дирижировали и наш академик двух академий — народный артист Украины — Анатолий Авдиевский и его хормейстер Ирина Мельниченко. Эту программу, подготовленную к 55-летию хора, я слушала и во дворце «Украина», и в Национальной филармонии. Она достойна того, чтобы быть представленной на фестивале хоровой музыки, так как в ней собраны лучшие произведения композиторов прошлого и современности, которые звучат в хоре имени Веревки. Как всегда, интересно было звучание ансамбля аутентичного фольклора «Цвітень» (художественный руководитель Мария Пилапчак), а также виртуозная игра солистов оркестра народных инструментов.

Жаль только, что на этом концерте было не очень много слушателей, так как в это время в Киеве проходило несколько фестивалей, а возможно, сработало и то, что программа уже исполнялась в Киеве.
Организаторам фестиваля нужно учесть тот факт, что слушателя всегда интересует у известных исполнителей, обновленная или совершенно новая программа. И это доказали два последующих вечера, на которых исполнялись произведения новые и малоизвестные Леси Дычко в программе «Відлуння віків».

Женский хор музыкального училища имени Глиэра уже известен во многих странах мира, ему 14 лет, он — лауреат трех международных конкурсов. В июле 1999 года коллектив принимал участие в V Международном симпозиуме хоровой музыки в Роттердаме (Нидерланды), выступил с боль?им успехом, и Галине Горбатенко предложено представлять хоровое искусство славянских стран в ЮНЕСКО.

На фестивале «Золотоверхий Київ» этот хор блестяще, с высоким мастерством исполнил кантату «Здравствуй, новый добрый день» Леси Дычко на слова Е.Авдеенко. Кантата написана в 1976 году, долго не исполнялась в Украине, впервые звучала на эстонском языке в хоре «Эллерхейн» (Эстония), а затем девять лет назад была исполнена хором Галины Горбатенко в Украине. Но в этом концерте мы услышали уже другую интерпретацию. Все части по звуку, по ощущению их внутреннего содержания как бы заиграли новыми красками.

Виртуозно, выразительно прозвучала партита «Українські писанки» — в исполнении выдающегося украинского флейтиста Олега Кудряшова.

Несколько фрагментарно и еще драматургически не выстроено, к сожалению, воспринимался хоровой концерт «Краю мій рідний» в исполнении хора Национальной музыкальной академии Украины — дирижер Юлия Пучко, хора «Дзвіночок» — дирижер Елена Волкова.

С интересом слушатели познакомились с произведением пяти прелюдий («Хаккай») в стиле «шань-шуй» на слова средневековых японских поэтов. Композитор Леся Дычко так пишет об этом цикле: «Духовно-эмоциональное ощущение бесконечности мира, утонченная монохромная живопись…

В исполнении женского хора Киевского педагогического колледжа им. К.Ушинского — дирижер Андрей Юдин — много было хороших фрагментов и по звучанию, и по трактовке, а вот утонченной звукописи пока не получилось. Интересную, масштабную работу показал Камерный хор под управлением Ларисы Бузонской: «Французские фрески» — хоровой концерт в семи частях. Здесь характерное для творчества Леси Дычко, увлечение архитектурой, живописью, театром — выражено в прекрасной партитуре, которую талантливо постаралась воплотить Лариса Бухонская. Не все еще досконально отшлифовано в этом музыкальном произведении, но хотелось бы, чтобы работа над этим многоплановым, богатым по музыкальному материалу произведением продолжалась. Именно в поиске театрализации хора (удачен был балет — постановщик В.Витковский), световых эффектов, большей хоровой выразительности, мне кажется будущая жизнь этого талантливого произведения.

С другой областью творчества Леси Дычко — духовной музыкой — познакомили нас в четвертый день фестиваля женский хор «Павана» НПУ имени М.Драгоманова — дирижер Людмила Байда и хор «Киев» — дирижер Н.Гобдыч.
В пении женского хора Людмилы Байды — особое и вокальное мастерство. В этом концерте, в духовной музыке непревзойденной по красоте, возвышенному настрою покорил звук хора, его особая проникновенность.
И подлинным подарком и композитору, и слушателям стала премьера «Торжественной литургии» хора «Киев». Николай Гобдыч и дирижировал, и солировал в этом произведении.

Леся Дычко пишет: «Дни, когда я работала над литургиями, были самыми счастливыми в моей жизни». Исполнение этого грандиозного по замыслу композитора полотна хором «Киев» было великолепн?м. Звучание хора уносило слушателя ввысь, заставляло забыть все мелочное, бытовое, житейское и купаться в роскоши хорового пения, наслаждаться высокой духовностью этого произведения. Исполнение Литургии было кульминацией фестиваля и настоящим триумфом нашего замечательного современного композитора Леси Дычко — юбилею которой и был посвящен этот фестиваль.


Автор: Галина Степанченко
Колективи: Муніципальний камерний хор "Київ"
Диригенти: Микола Гобдич
Композитори:Леся Дичко
Музикознавці: Галина Степанченко
Конкурс (фестиваль): Хоровий фестиваль «Золотоверхий Київ»
Джерело: Газета "Дзеркало тижня"



Інші:

100 років від дня народження видатного українського оперного співака Дмитра Гнатюка
Фестиваль-Премія ГРА оголосив лонгліст
Хореографка Катерина Курман — про нову постановку "Соляріс" у Львові та сучасний балет
Сто п’ять миттєвостей успіху
Повітряні коридори життя
«Два кольори душі Дмитра Гнатюка»
Вінницька дослідниця Лариса Семенко видала унікальну монографію про Леонтовича
«Letters and Notes». Музика Грабовського на Ukrainian Contemporary Music Festival
«І в той момент стався вибух»: нові свідчення про російський авіаудар по драмтеатру у Маріуполі
Як дивитися оперу
26 лютого день пам'яті Костянтина Данькевича
Музиканти Київського симфонічного оркестру стали біженцями у Німеччині, але збирають повні зали на своїх концертах
Як народжується балет «Соляріс» Олександра Родіна?
Що запорожець робив за Дунаєм? Історія культової української опери та її видатного творця
Бетховен присвятив кілька своїх симфоній другу-українцю: хто це був
Ігор Шамо відмітив би ювілей
Олена Михайлівна Потапова відмітила ювілей
ДРУГИЙ ВСЕУКРАЇНСЬКИЙ КОНКУРС НА НАПИСАННЯ І ПОСТАНОВКУ КАМЕРНОЇ ОПЕРИ У ЛЬВІВСЬКІЙ НАЦІОНАЛЬНІЙ ОПЕРІ
Корифейка української опери
11 лютого 1938 року в селі Довбиші Баранівського району Житомирської області народився видатний український хоровий диригент і композитор, Народний артист України Анатолій Пашкевич
Фільм Анастасії Фалілеєвої «Я померла в Ірпені» отримав нагороду на найбільшому в світі фестивалі короткого метру
Одеська філармонія після обстрілу - масштаби збитків
100 років ХНАТОБу: як театр працює в умовах війни
Леся Українка музикою Франца Шуберта
Новий фільм Катерини Горностай СТРІЧКА ЧАСУ обрано до основного конкурсу 75-го Берлінського міжнародного кінофестивалю
Вона була довершеною гармонією: Соломія Крушельницька в авторській розповіді Олександра Балабка
Пам’ятаємо: Івану Карабицю виповнилось би 80!
«Шароварщина – це не те, що ми маємо показати в Європі»
ТОП-10 вистав 2024 року столичної сцени
130 років Борису Лятошинському: що варто знати про відомого українського композитора
Десять поглядів на Різдво: добірка класичної музики
Кропивницька музична школа імені Юлія Мейтуса відзначила 50-річчя від заснування
Тріумф театру у часи викликів:
Станція, або розклад бажань: друга прем’єра за тиждень
Проєкт «Спадок» спільно з Музеєм Ханенків представляє альбом романсів на тексти класиків і обробки народних пісень ХХ століття
Королева українського театру. Як Марія Заньковецька "поставила на місце" Росію ще в XIX столітті і відреклася від родини заради сцени
Актор та керівник головного столичного театру звернувся до українців за кордоном
У Києві відбулася світова прем’єра першої опери Бортнянського, яка вважалася втраченою
«Театральна вечірка non stop»
Закарпатський народний хор увійшов у свій 79-й концертний сезон і розпочав підготовку до 80-літнього ювілею
      © 2008-2025 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
111022_012.jpg