«Золотоверхий Київ» представляет: Леся Дычко | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
«Золотоверхий Київ» представляет: Леся Дычко
Муніципальний камерний хор
Гобдич Микола
Степанченко Галина
Дичко Леся Василівна
«Золотоверхий Київ» представляет: Леся Дычко
6 листопада 1999, субота
Поширити у Facebook

Третий хор-фест «Золотоверхий Київ» проходил в этом году четыре дня и посвящен был творчеству выдающегося украинского композитора и известного деятеля хоровой культуры Леси Дычко.

На двух предыдущих фестивалях слушатели познакомились с творчеством Виктора Степурко в программе «Той дивний світ…» и Юрия Алжнева — «Пробудження». В программах этого фестиваля, кроме концертов хора «Киев» (с музыкой старинной и обработками украинских народных песен) и Национального заслуженного академического украинского народного хора Украины имени Григория Веревки, состоялась презентация программы «Відлуння віків» Леси Дычко, в которой приняли участие семь хоровых коллективов.

Уже традиционно директор фестиваля и художественный руководитель Николай Гобдыч приглашает хоровых дирижеров из всех регионов Украины, и фестиваль с его распланированным концертно-репетиционным графиком стал своеобразным мастер-классом, где общение с ведущими мастерами хорового искусства, знакомство с хорами было одной из главных задач.

В первом концерте-открытии, прозвучали шедевры старинной духовной музыки. Истинное наслаждение слушателям доставило исполнение произведений М.Березовского, А.Веделя, староукраинских церковных монодий XVI столетия, а также хорового концерта

А.Гречанинова. Звучание хора «Киев» в первом отделении отличалось особой проникновенностью. Вокальное мастерство соединилось в дирижерской интерпретации Николая Гобдыча с удивительно точным ощущением драматургии хоровых концертов. Во втором отделении — прозвучали уже знакомые слушателям обработки украинских народных песен. Этот концерт воспринимался как итог определенной работы хора в направлении духовной музыки и народного творчества. Возможно, хотелось бы в нем больше услышать новых произведений.

Второй фестивальный вечер был посвящен гостю фестиваля — Народному хору имени Григория Веревки. В концерте дирижировали и наш академик двух академий — народный артист Украины — Анатолий Авдиевский и его хормейстер Ирина Мельниченко. Эту программу, подготовленную к 55-летию хора, я слушала и во дворце «Украина», и в Национальной филармонии. Она достойна того, чтобы быть представленной на фестивале хоровой музыки, так как в ней собраны лучшие произведения композиторов прошлого и современности, которые звучат в хоре имени Веревки. Как всегда, интересно было звучание ансамбля аутентичного фольклора «Цвітень» (художественный руководитель Мария Пилапчак), а также виртуозная игра солистов оркестра народных инструментов.

Жаль только, что на этом концерте было не очень много слушателей, так как в это время в Киеве проходило несколько фестивалей, а возможно, сработало и то, что программа уже исполнялась в Киеве.
Организаторам фестиваля нужно учесть тот факт, что слушателя всегда интересует у известных исполнителей, обновленная или совершенно новая программа. И это доказали два последующих вечера, на которых исполнялись произведения новые и малоизвестные Леси Дычко в программе «Відлуння віків».

Женский хор музыкального училища имени Глиэра уже известен во многих странах мира, ему 14 лет, он — лауреат трех международных конкурсов. В июле 1999 года коллектив принимал участие в V Международном симпозиуме хоровой музыки в Роттердаме (Нидерланды), выступил с боль?им успехом, и Галине Горбатенко предложено представлять хоровое искусство славянских стран в ЮНЕСКО.

На фестивале «Золотоверхий Київ» этот хор блестяще, с высоким мастерством исполнил кантату «Здравствуй, новый добрый день» Леси Дычко на слова Е.Авдеенко. Кантата написана в 1976 году, долго не исполнялась в Украине, впервые звучала на эстонском языке в хоре «Эллерхейн» (Эстония), а затем девять лет назад была исполнена хором Галины Горбатенко в Украине. Но в этом концерте мы услышали уже другую интерпретацию. Все части по звуку, по ощущению их внутреннего содержания как бы заиграли новыми красками.

Виртуозно, выразительно прозвучала партита «Українські писанки» — в исполнении выдающегося украинского флейтиста Олега Кудряшова.

Несколько фрагментарно и еще драматургически не выстроено, к сожалению, воспринимался хоровой концерт «Краю мій рідний» в исполнении хора Национальной музыкальной академии Украины — дирижер Юлия Пучко, хора «Дзвіночок» — дирижер Елена Волкова.

С интересом слушатели познакомились с произведением пяти прелюдий («Хаккай») в стиле «шань-шуй» на слова средневековых японских поэтов. Композитор Леся Дычко так пишет об этом цикле: «Духовно-эмоциональное ощущение бесконечности мира, утонченная монохромная живопись…

В исполнении женского хора Киевского педагогического колледжа им. К.Ушинского — дирижер Андрей Юдин — много было хороших фрагментов и по звучанию, и по трактовке, а вот утонченной звукописи пока не получилось. Интересную, масштабную работу показал Камерный хор под управлением Ларисы Бузонской: «Французские фрески» — хоровой концерт в семи частях. Здесь характерное для творчества Леси Дычко, увлечение архитектурой, живописью, театром — выражено в прекрасной партитуре, которую талантливо постаралась воплотить Лариса Бухонская. Не все еще досконально отшлифовано в этом музыкальном произведении, но хотелось бы, чтобы работа над этим многоплановым, богатым по музыкальному материалу произведением продолжалась. Именно в поиске театрализации хора (удачен был балет — постановщик В.Витковский), световых эффектов, большей хоровой выразительности, мне кажется будущая жизнь этого талантливого произведения.

С другой областью творчества Леси Дычко — духовной музыкой — познакомили нас в четвертый день фестиваля женский хор «Павана» НПУ имени М.Драгоманова — дирижер Людмила Байда и хор «Киев» — дирижер Н.Гобдыч.
В пении женского хора Людмилы Байды — особое и вокальное мастерство. В этом концерте, в духовной музыке непревзойденной по красоте, возвышенному настрою покорил звук хора, его особая проникновенность.
И подлинным подарком и композитору, и слушателям стала премьера «Торжественной литургии» хора «Киев». Николай Гобдыч и дирижировал, и солировал в этом произведении.

Леся Дычко пишет: «Дни, когда я работала над литургиями, были самыми счастливыми в моей жизни». Исполнение этого грандиозного по замыслу композитора полотна хором «Киев» было великолепн?м. Звучание хора уносило слушателя ввысь, заставляло забыть все мелочное, бытовое, житейское и купаться в роскоши хорового пения, наслаждаться высокой духовностью этого произведения. Исполнение Литургии было кульминацией фестиваля и настоящим триумфом нашего замечательного современного композитора Леси Дычко — юбилею которой и был посвящен этот фестиваль.


Автор: Галина Степанченко
Колективи: Муніципальний камерний хор "Київ"
Диригенти: Микола Гобдич
Композитори:Леся Дичко
Музикознавці: Галина Степанченко
Конкурс (фестиваль): Хоровий фестиваль «Золотоверхий Київ»
Джерело: Газета "Дзеркало тижня"



Інші:

Тріумф театру у часи викликів:
Станція, або розклад бажань: друга прем’єра за тиждень
Проєкт «Спадок» спільно з Музеєм Ханенків представляє альбом романсів на тексти класиків і обробки народних пісень ХХ століття
Королева українського театру. Як Марія Заньковецька "поставила на місце" Росію ще в XIX столітті і відреклася від родини заради сцени
Актор та керівник головного столичного театру звернувся до українців за кордоном
У Києві відбулася світова прем’єра першої опери Бортнянського, яка вважалася втраченою
«Театральна вечірка non stop»
Закарпатський народний хор увійшов у свій 79-й концертний сезон і розпочав підготовку до 80-літнього ювілею
НОВАТОРСЬКА ОПЕРА-КАБАРЕ «ТГШ. ПОДОРОЖ У ЧАСІ»
ДО 100-РІЧЧЯ ВІД ДНЯ НАРОДЖЕННЯ КОРИФЕЯ УКРАЇНСЬКОГО ОПЕРНО-ХОРОВОГО МИСТЕЦТВА ЛЬВА МИКОЛАЙОВИЧА ВЕНЕДИКТОВА (1924 – 2017)
Станіслав Людкевич і Василь Барвінський, які не дали затихнути українській музиці
Духовність Центральної Європи в музиці: від Пендерецького до Пярта
Мистецтво неможливого
Пам’яті тої «Рути»
«Арсенал» Довженка в Берліні: Історія, яка резонує і через століття
Мельпомена Таврії
Зараз 11 наших людей у війську, - очільник Національної оперети Струтинський
Полон в росії замість фестивалю в США: музиканти з миколаївської 36-ї бригади перебувають у неволі
10 мудрих цитат легендарного актора Богдана Ступки про життя, любов та Україну
Ярослав та Інгігерда. Тисячолітня українсько-шведська історія кохання на фестивалі Bouquet Kyiv Stage- 16 серпня
”ВІД СЯНУ до ДОНУ”
Геніальний тенор
Змушували відкопувати тіла вбитих маріупольців: історія музиканта військового оркестру
Ukrainian Freedom Orchestra втретє зазвучить у світі
У музеї на Кіровоградщині діє виставка, присвячена ювілею відомого композитора і диригента
Опера «Тарас Бульба» лютого патріота Миколи Лисенка. Як її подати світові у час війни з росією?
Українсько-польські музичні мости Фонду “Pro Musica Viva”
ОПЕРА В ЕПОХУ ЗЛОДІЙСТВА
ЄВРОБАЧЕННЯ - МУЗИКА І НЕ ТІЛЬКИ
Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
111022_012.jpg