Б.Барток. Опера «Замок герцога Синяя Борода» в Национальной филармонии Украины | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Б.Барток. Опера «Замок герцога Синяя Борода» в Национальной филармонии Украины
Національний заслужений академічний симфонічний оркестр України
Карабиць Іван Федорович
Б.Барток. Опера «Замок герцога Синяя Борода» в Национальной филармонии Украины
13 грудня 2014, субота
Поширити у Facebook

Единственную оперу главного венгерского композитора прошлого века Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в Украине еще не ставили. Ее не обязательно показывать в театре: нужны всего двое солистов, чтец и оркестр. Для премьеры в Киев пригласили певцов из Венгрии

Одноактная опера открывается сумрачным прологом, и голос рассказчика объявляет «историю страданий», заодно приучая слушателей к ритмике фольклорного венгерского распева, — а уж его мелодика пружиной развернется в следующие пятьдесят минут.

Герцог Синяя Борода в мрачном замке разговаривает со своей молодой женой Юдит, которая просит у него ключи от семи дверей, стараясь увидеть за каждой — или пролить — хоть немного света. Поначалу она поет много, воодушевленно, восторженно, а герцог — мало и осторожно, словно приглядываясь к новой хозяйке замка. Юдит открывает двери по одной, замолкает, и мы слышим то, что она видит. Семь симфонических картин — семь образцов того, как распоряжался оркестром тридцатилетний композитор без страха и упрека. Семь тайн, семь сил герцога. Для начала — пыточный застенок (свист, дуновение, трепет) и блистающая клинками оружейная комната (острастка, воинственные возгласы трубы). Затем — сияние и теплота золота, перлов и алмазов в сокровищнице и прекрасный сад, одновременно и слишком призрачный, и чересчур декоративный; термин «музыкальный импрессионизм» отлично иллюстрируется этим эпизодом.

Все больше и больше света становится в замке, и вот за пятой дверью во все стороны распахивается музыка триумфа, гипнотического величия владений герцога. Сверхмощное тутти оркестра с органом и двумя комплектами литавр — и полная тишина. Бывает, что пара-тройка слушателей тут не выдерживает и срывается на аплодисменты.

Замершая Юдит спрашивает герцога о его землях. Ее вопросы, просьбы и требования повторяются два-три раза, как в старинных текстах, и каждый раз Синяя Борода отвечает, заклинает, отказывает. Реплики герцога становятся длиннее, а фразы Юдит, напуганной, все точнее угадывающей его тайны и свою судьбу, — короче. Везде, даже в райском саду и на всех дорогах герцогских земель, кровь. «Только не оставшиеся две двери», — предостерегает он. «Синяя Борода, кого ты любил до меня?» — «Не спрашивай». Но попробуйте остановить женщину, которая идет к неотвратимой развязке. Гневная Юдит открывает и предпоследнюю дверь, и последнюю.

Только великий драматург может написать такие соседние сцены — сперва сокрушительное могущество, и тут же неумолимые тихие вопросы и застывшее, безмолвно цепенеющее озеро слез. Жаль, что опера у Бартока лишь одна.

Ну а последняя дверь, перед которой стоят эти двое — бесконечно одинокий мужчина с тяжкими воспоминаниями и женщина, готовая надеть на себя венец и кануть в небытие, — впускает Юдит в беспросветную комнату к трем предыдущим женам Синей Бороды. Он называет их: утро, день, вечер. Эта опера написана в 1911 году, в зените символизма — и музыкального, и поэтического. Венгр Бела Балаж сделал свою версию «Синей Бороды» куда трагичнее общеизвестного сюжета Шарля Перро и без спасительного финала. Барток положил в основу либретто текст Балажа, а в музыкальном отношении черпал из богатейшей жилы архаичного венгерского фольклора.

Правильно, что петь Юдит и Синюю Бороду пригласили венгерских вокалистов. Сценичных, молодых, таких, глядя на которых несложно поверить в неистовую любовь. Оба великолепны. Драматическое меццо-сопрано Андреа Санто — прима Национального театра в Мангейме. Бас-кантанте Кристиан Чер — уникум с полусотней партий в операх тридцати композиторов и десятками ораториальных.

Дирижер под стать солистам: киевлянин континентального значения Кирилл Карабиц, главный дирижер британского Борнмутского симфонического оркестра. Для первого отделения филармонического вечера он выбрал 94-ю симфонию Гайдна «Сюрприз», пробуждающую слушателей внезапным грохотом литавр посреди безмятежных пасторалей, чтобы не вздумали дремать. Тоже своего рода луч света в темном герцогстве.

Киев, Национальная филармония Украины
17 декабря, 19:00


Колективи: Національний заслужений академічний симфонічний оркестр України
Диригенти: Іван Карабиць
Концертна організація: Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
Джерело: www.capital.ua



Інші:

Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
Змінив пуанти на армійські берці: згадаймо артиста балету Ростислава Янчишена
"Музичні вечори у будинку родини Мейтусів"
«Для мене дім – там, де серце» – Віктор Рекало, автор музики до балету про вимушену міграцію «Дім»
Як розтопити «Крижане серце»?
В Одеській опері відновили незвичайну виставу
Хмельницький фаховий музичний коледж ім. В.І.Заремби: 65 років від дня заснування
До дня Соборності: в Національній опері представлять всеукраїнський музичний проєкт
Як доктор мистецтвознавства став... диригентом
Досліджуємо славні сторінки бандурного мистецтва
На Волині в Горохові привітали з 80-річчям відомого композитора
Роман Орленко-Прокопович - ім’я між забуттям і легендами
“Пісні для України” з Лондона
“54 хвилини до Різдва”
Диск "Зимовий шепіт" від піаністки Віоліни Петриченко
Українські переклади лібрето світових опер в Україні
Військовий зі Львова випустив альбом фортепіанної музики, яку створив на передовій
Раду Поклітару - герой книжки
Сенсаційні знахідки та версії Трипільської культури - “ світової колиски”
У Львівській філармонії визначили переможців Конкурсу молодих вокалістів імені Сліпака
Концерт-реконструкція «Гай, Рожество!»
Сторіччя Балетної трупи Одеської опери
Харизматичний диригент українського походження, який втілив "американську мрію": хто такий маестро Леонард Бернстайн
"Вистави ще немає, але є кредит довіри": продюсерка Opera aperta про співпрацю з міжнародним фестивалем O.Festival
В Ужгороді відкрили мініскульптуру на честь графа Нандора Плотені
Понад 200 народних пісень: де шукають і кому співають солістки ансамблю "Антонівчанка" з Прилуччини
8 неочікуваних речей, що носять ім’я Шопена
Фридерик Шопен та Микола Лисенко: точки перетину
Згадуємо Миколу Колессу
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
110307_530.jpg