Легенды и были Одесской филармонии | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Легенды и были Одесской филармонии
Легенды и были Одесской филармонии
5 грудня 2018, середа
Поширити у Facebook

Сложно представить себе исторический центр Одессы без здания Одесской филармонии. Этот архитектурный шедевр по праву считается одной из самых интересных достопримечательностей города. А все великое, как известно, порождает легенды. Разобраться в прошлом и настоящем знаменитого здания на углу улиц Пушкинской и Бунина «Одесской жизни» помог музыкант Одесской филармонии Вадим Монастырский.

ДОСЬЕ «ОЖ».

Здание, в котором сейчас располагается Одесская филармония, своим появлением обязано торговле. Построить его решили одесские купцы — после того, как старое здание городской биржи на Приморском бульваре (нынешнее здание Одесской мэрии) стало для них тесным. Руководить строительством поручили известному архитектору Александру Бернардацци. Первый камень в фундамент здания был заложен в день празднования столетия Одессы, 23 августа (по старому стилю) 1894 года, а уже летом 1899 года здание Новой биржи было отрыто в «чрезвычайно торжественной обстановке».

После Гражданской войны и установления в Одессе Советской власти необходимость в таком заведении, как городская биржа, отпала. В зале «бывшей биржи» (так по-прежнему называли здание в народе) проводились различные торжественные мероприятия, заседания Советов депутатов и литературные вечера. А в 1946 году здание передали Одесской государственной филармонии.

Пять фактов о здании Одесской филармонии

ФАКТ ПЕРВЫЙ. «С миру по нитке»

В 1891 году городские власти Одессы объявили конкурс на проект нового здания купеческой биржи. По традициям тех времен, конкурс был международным. Так что не будет преувеличением сказать, что за право построить Новую биржу состязались лучшие архитекторы Европы. Всего на рассмотрение заказчиков было подано около тридцати эскизов. Больше всего жюри понравился проект молодого чешского архитектора Викентия Прохаски под названием «Коммерция архитектуры». Именно этот эскиз был объявлен победителем. Однако даже он не соответствовал всем требованиям заказчиков. Так что «дорабатывать» проект пришлось непосредственно самому руководителю строительства, Александру Бернардацци.


К слову, «интернационализм» здания не ограничивается международным конкурсом. При его строительстве использовались материалы, привезенные из разных стран Европы: итальянские мраморные переплеты, германское стекло, австрийские украшения лоджии. Это должно было символизировать широкие торговые связи одесских коммерсантов.

ФАКТ ВТОРОЙ. Дорогая биржа

Строительство Новой биржи обошлось одесскому купечеству в совершенно невероятную по тем временам сумму. Только за строительные работы торговцам пришлось раскошелиться на 915 тысяч рублей, а вместе с меблировкой и оборудованием — на 1 миллион рублей! Таким образом, Новая биржа оказалась вторым самым дорогим зданием в городе, уступив лишь Оперному театру — да и то всего на 300 тысяч рублей.


ФАКТ ТРЕТИЙ. Уникальный стиль

Известный одесский писатель Валентин Катаев утверждал, что Новая биржа строилась «в подражание венецианскому Дворцу дожей». Не менее известные одесситы Илья Ильф и Евгений Петров упоминали «новое здание биржи в ассиро-вавилонском стиле». А выросший в Одессе Корней Чуковский был уверен, что биржа построена «в мавританском стиле». Так в каком же все-таки стиле выполнено здание? Даже у ведущих экспертов нет общего ответа на этот вопрос — настолько нестандартно подошли к делу Прохаска и Бернардацци. В архитектуре Одесской филармонии можно обнаружить элементы и венецианской готики, и флорентийского Возрождения, и даже затейливые арабские мотивы.


ФАКТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Без единого гвоздя

Одним из многочисленных чудес Одесской филармонии является деревянный потолок главного зала. Находясь на высоте 15 метров, потолок сделан без единого гвоздя и не имеет ни единой опоры. По словам специалистов, это один из первых в мире подвесных потолков. Кстати, изготовлен потолок из ливанского кедра — одной из самых ценных в мире пород дерева.


ФАКТ ПЯТЫЙ. Жертвы войны

В здании филармонии есть внутренний дворик. Одесситы обычно называют его итальянским, хотя на самом деле большая часть декора выполнена в арабском стиле. На стенах дворика развешены геральдические щиты. Изначально на них изображались гербы городов-главных торговых партнеров Одессы. Сегодня этих изображений нет — их стерли в годы Первой мировой войны в порыве ура-патриотизма. Дело в том, что большинство гербов принадлежали немецким и австрийским городам, а Германия и Австро-Венгрия, как известно, воевали против Российской империи.


 Что мы узнали о Филармонии?

О «ГЛУХОТЕ»

 Самая известная городская легенда о филармонии касается акустики в главном зале. Эту историю пересказал небезызвестный Леонид Утесов в своей книге «Спасибо, сердце». Будто бы торговцы и банкиры специально попросили Александра Бернардации построить зал таким образом, чтобы «если два человека разговаривают между собой, чтоб рядом стоящий ничего не слышал». Архитектор долго ломал голову над этой просьбой, но, в конце концов, все же сумел добиться желаемого результата. Так было или не так — неизвестно, однако факт остается фактом: в зале при великолепной общей звуковой проводимости расслышать, что обсуждают рядом, очень трудно.

О ЕДЕ И СДЕЛКАХ 

На месте нынешнего фойе филармонии в начале ХХ века располагался ресторан, по размерам не уступавший главному залу. Ресторан был оборудован комфортными кабинками, правда, воспользоваться ими могли только купцы первой гильдии — то есть те, кто имел право вести заграничную торговлю. Здесь коммерсанты не только ужинали, но и скрепляли торговые сделки. Возможно, за одним из столиков ресторана произошла история, позже вошедшая в анекдот. Она рассказывает о двоих купцах, заключивших выгодную сделку на тонну сахара — правда, очень скоро выяснилось, что у продавца нет ни грамма сахара, а у покупателя — ни копейки денег.

О ЁЛКЕ

 До революции в зале Новой биржи на новогодние и рождественские праздники проводились «благотворительные елки» — балы-маскарады, на которых собирались пожертвования для бедняков и инвалидов. Например, в 1911 году здесь состоялся новогодний концерт-бал в пользу «Общества попечения о бедных бесприютных еврейских детях», а в следующем году — рождественские балы в пользу пенсионного фонда.

О ЗЕРКАЛЕ

 Четырехметровому венецианскому зеркалу в фойе филармонии народная молва приписывала волшебные свойства. Рассказывали, что если девушка посмотрит на себя в это зеркало — она на долгие годы останется молодой. Требует ли колдовское зеркало что-либо взамен — легенды умалчивают.

ОБ ИНТИМЕ. 

Есть у здания Одесской филармонии и «темная сторона». На протяжении многих лет «стометровка» вдоль творения Бернардацци была одним из самых известных в Одессе «местом пребывания» проституток. Впрочем, искусство и архитектура тут ни при чем: «ночных бабочек» привлекал расположенный в этом же здании клуб для иностранных моряков.

 Масонский след

Историки утверждают, что в XIX веке Одесса была одним из центров масонства в Российской империи. Так что неудивительно, что многие старинные здания в центре города отмечены символикой «вольных каменщиков». Новая биржа — не исключение. Например, на входе в филармонию установлен бюст архитектора Александра Бернардацции —циркулем с угольником, излюбленной эмблемой масонов. Среди мозаичных украшений на фасаде здания можно увидеть пятиконечные звезды и скрещенные мастерки, а колонны на входе и стены вестибюля украшены множеством других масонских символов.


Концертна організація: Одеська обласна філармонія
Концертний зал: Великий концертний зал Одеської обласної філармонії
Джерело: odessa.net.ua



Інші:

Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
Змінив пуанти на армійські берці: згадаймо артиста балету Ростислава Янчишена
"Музичні вечори у будинку родини Мейтусів"
«Для мене дім – там, де серце» – Віктор Рекало, автор музики до балету про вимушену міграцію «Дім»
Як розтопити «Крижане серце»?
В Одеській опері відновили незвичайну виставу
Хмельницький фаховий музичний коледж ім. В.І.Заремби: 65 років від дня заснування
До дня Соборності: в Національній опері представлять всеукраїнський музичний проєкт
Як доктор мистецтвознавства став... диригентом
Досліджуємо славні сторінки бандурного мистецтва
На Волині в Горохові привітали з 80-річчям відомого композитора
Роман Орленко-Прокопович - ім’я між забуттям і легендами
“Пісні для України” з Лондона
“54 хвилини до Різдва”
Диск "Зимовий шепіт" від піаністки Віоліни Петриченко
Українські переклади лібрето світових опер в Україні
Військовий зі Львова випустив альбом фортепіанної музики, яку створив на передовій
Раду Поклітару - герой книжки
Сенсаційні знахідки та версії Трипільської культури - “ світової колиски”
У Львівській філармонії визначили переможців Конкурсу молодих вокалістів імені Сліпака
Концерт-реконструкція «Гай, Рожество!»
Сторіччя Балетної трупи Одеської опери
Харизматичний диригент українського походження, який втілив "американську мрію": хто такий маестро Леонард Бернстайн
"Вистави ще немає, але є кредит довіри": продюсерка Opera aperta про співпрацю з міжнародним фестивалем O.Festival
В Ужгороді відкрили мініскульптуру на честь графа Нандора Плотені
Понад 200 народних пісень: де шукають і кому співають солістки ансамблю "Антонівчанка" з Прилуччини
8 неочікуваних речей, що носять ім’я Шопена
Фридерик Шопен та Микола Лисенко: точки перетину
Згадуємо Миколу Колессу
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
203.jpg