Стаття |
|
|
|
|
Восхождение к духовности
15 грудня 2011, четвер
Поширити у Facebook
Новый для Одесской оперы жанр - духовные песнопения, каковыми является заупокойная месса, в данном случае - "Messa da Requiem" Джузеппе Верди, успешно освоен!
Премьера прошла 8 декабря, и по ее окончании публика устроила овацию стоя. Исполнение "Реквиема" было посвящено дню рождения выдающегося одессита - народного артиста Украины, победителя Московского международного конкурса вокалистов им. П. Чайковского в 1970 году, ректора Одесской консерватории им. А.Неждановой Николая Леонидовича Огренича (1937- 2000).
Инициатор проекта, по просьбам учеников Николая Огренича, и дирижер- постановщик - народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ. Труппа Одесского национального академического театра оперы и балета вышла на новые высоты. В том числе исполнительские: когда исполняемая вещь захватывает вас настолько, что недосуг фиксировать, "как это сделано".
Прекрасно звучал хор, достигая подчас грозовой мощи, - тут поработал хормейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко. Оркестр, при всем, подчас бурном, трагизме интонаций произведения, был смиренно подчинен солистам, - заслуга Александру Самоилэ.
Солисты... они необычайно выросли! Имею в виду особенности жанра, в котором мало правильно выпевать ноты и даже недостаточно "вложить душу", ибо дело идет не о земных страстях, свершающихся в душе (и в опере), но об очищении души от накипи страстей и от всякого информационного мусора.
Заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская, партия меццо-сопрано, полностью растворена в жанре. Словно и нет актрисы, нет оперного навыка - есть Человеческий Голос.
Дивным было теноровое исполнение Владислава Горая. И басовая партия народного артиста Украины Василия Навротского - без малейшего налета оперности: освобожденный голос! Да и чего ожидать иного - Василий Навротский происходит, как писали в старину, из духовного сословия, так что, говоря тем же штилем, понятие имеет...
Партия заслуженной артистки Украины Ларисы Зуенко как бы воплотила хрупкость - отдельной человечьей жизни и вселенской. Глубоко трогала в ее исполнении финальная молитва "Избавь меня, Господи".
"Реквием" Верди искусствоведы относят к светским произведениям. Заупокойная месса италийского маэстро ассимилировала его же оперные наработки. Музыка ее очень усложнена в сравнении с тем же "Реквиемом" Моцарта. Это, скорее, философия, нежели молитва. Но какая высокая и последняя философия - на пороге бытия! Религиозная философия. Ее тоже ведь надо осилить. Сие артистам Одесской оперы удалось.
Автор: Валентина Левчук
Концертна організація: Одеський Національний академічний театр опери та балету
Концертний зал: Концертний зал Одеського Національного академічного театру опери та балету
Джерело: Вечерняя Одесса
|