|
Украинский дирижер Кирилл Карабиц – о гениальном Авете Тертеряне и о плодах независимости
26 вересня 2016, понеділок
Поширити у Facebook
В рамках Музыкального фестиваля, проводимого уже десятый год Национальным филармоническим оркестром Армении и в этом году посвященного 25-летию Независимости Армении, 18 сентября в концертном зале «Арам Хачатрян» армянский зритель встретится с украинскими музыкантами – дирижером Кириллом Карабицем и альтистом Андреем Вийтовичем.
Впервые в Армении будут исполнены Концерт для альта Уильяма Уолтона и Второй концерт Ивана Карабица, написанный для симфонического оркестра. Прозвучит также Концерт для скрипки Бетховена в интерпретации знакомого армянскому зрителю японского скрипача Дайшина Кашимото.
«Аравот» встретилась с Кириллом Карабицем.
Ознакомившись с творческой деятельностью молодого дирижера, мы выяснили, что он является востребованным музыкантом как европейскими, так и оперными оркестрами. Бурная зарубежная деятельность дирижера началась более десяти лет назад – тогда, когда начался первый украинский Майдан. На наше замечание об этом Карабиц с улыбкой ответил, что он все время одной ногой то в Германии, то во Франции, то на Украине… А два месяца назад стал художественным руководителем и дирижером городской капеллы немецкого города Веймар. Наш собеседник сказал, что он руководил постановками в Великобритании, театрах немецких городов, в Большом театре, с разными программами выступал с известными оркестрами, в том числе и с Чикагским оркестром, оркестром BBC и так далее, а этой весной вместе с Российским национальным оркестром с гастролями побывал США.
Касаясь политических событий на своей родине, дирижер отметил:
«Украина, так же, как и Армения и другие советские республики по части культуры и искусства 25 лет назад приобрела независимость, и с этой точки зрения у них схожие судьбы. Не знаю, какие у Украины были политические успехи или провалы, но одно я знаю точно: в трудные времена, вопреки всему, культура начинает «кипеть». В качестве наглядного примера хочу констатировать, что в 1991 году на фестиваль композиторов современной музыки в независимую Украину впервые был приглашен, ни много ни мало, гениальный Авет Тертерян. Кстати, художественным руководителем фестиваля был мой отец, композитор Иван Карабиц. Я тогда был очень молод и делал свои первые шаги в мире искусства. Помню, что маэстро Тертерян нам – украинцам, впервые представил армянский дудук. Мы были изумлены! По правде говоря, инструмента с таким шелковым тембром, при том – народного, я никогда раньше не слышал. А уже много лет спустя, в самом начале своей карьеры я дирижировал сюиты Арама Хачатуряна из балетов «Гаянэ» и «Спартак», при том – на европейских сценах, где хачатуряновскую музыку знают просто наизусть»,- сказал наш собеседник.
Кирилл Карабиц в течение всей нашей беседы все время говорил об Авете Тертеряне и сожалел о том, что 25 лет назад он был слишком молод для того, чтобы полностью понять композитора.
«В прошлом году в Берлине и в Гданьске я дирижировал 3-ю симфонию Тертеряна. Сейчас, когда у меня есть свой оркестр, я уже запланировал, что в новогоднюю ночь в Веймаре мы исполним Тертеряна, отрывки из балета «Гаянэ», а также украинский танец Гопак. Около двух месяцев назад в Токио я дирижировал Концерт для скрипки Хачатуряна – в интерпретации для флейты, исполнял известный французский флейтист Эммануэль Пайю»,- отметил дирижер.
Он вспомнил также о своем сотрудничестве со скрипачом Сергеем Хачатряном и живущей в Австрии пианисткой Наре Аргаманян.
«В 2015 году BBC провела опрос среди дирижеров, целью которого было узнать, произведения каких композиторов они предпочитают. Я отметил 3-ю симфонию Тертеряна, 5-ю симфонию Прокофьева и 3-ю симфонию Лятошинского. Я был счастлив, когда узнал, что кроме меня именно эту симфонию Тертеряна, в которой звучат дудук и зурна отметили и другие дирижеры разных национальностей. На самом деле, моя любовь к Армении началась с Тертеряна и Хачатуряна. При удобном случае постараюсь снова посетить вашу страну. Сейчас я думаю о том, смогу ли я за свой кратковременный визит побывать в домах-музеях Параджанова и Хачатуряна, в музе-институте Комитаса»,- сказал Кирилл Карабиц.
Автор: Самвел Даниелян
Диригенти: Кирило Карабиць
Джерело: Газета «Аравот»
|