|
Живой классик на фестивале: Мирослав Скорик в Одесской опере
Музыка для кино и новый виолончельный концерт
23 червня 2016, четвер
Поширити у Facebook
В исполнении Национального Одесского филармонического оркестра и приглашённых солистов меломанов состоялся Национальный проект «ТРИ «С» — грандиозное музыкальное событие в рамках фестиваля Black Sea Music Fest.
Публика собиралась в Одесском Национальном Академическом театре оперы и балета просвещённая, жаждущая встречи со знаменитым композитором, к тому же этим концертом Black Sea Music Fest, казалось, проходил экватор, это была кульминация всего события.
Мы привыкли слушать музыку классиков, но личное присутствие живого классика (а таковым Мирослав Михайлович, безусловно, является), придаёт фестивалю совершенно особый смысл и статус.
К тому же это был первый композиторский концерт маэстро в стенах Одесской оперы, где гастролировала в своё время его дальняя родственница, легендарная певица Соломия Крушельницкая.
Проект «ТРИ С» рассчитан почти на два года и должен охватить концертами ключевые города Украины: Киев, Львов, Одессу, Харьков, Днепропетровск. Ивано-Франковск, Черновцы.
Автор идеи проекта, блестящий виолончелист Александр Пириев, положил в основу концепции концертных программ соединение произведений выдающихся украинских артистов с шедеврами мировой классики, которые характером и музыкальным языком определённым образом приближены к сфере творческих поисков каждого из украинцев.
Поэтому музыка Мирослава Скорика звучит в одной программе с популярными произведениями французских импрессионистов Клода Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна») и Мориса Равеля («Болеро»). Дебюсси и Равель, по признанию Мирослава Михайловича, повлияли на его становление как композитора.
Неслучайно в программе возникло и знаковое произведение Джорджа Гершвина «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром, где пианист, заслуженный артист Украины Йожеф Эрминь, продемонстрировал потрясающе раскованную манеру исполнения, органичную для салунных тапёров дикого Запада и, конечно, Юга, (который, как всем известно, «ещё не сказал своё слово!»).
Мирослав Скорик давно и безнадёжно болен джазом, концертирует как джазовый пианист, и совсем недавно, в апреле, в рамках фестиваля «Два дня и две ночи новой музыки» побывал в Одессе, дирижируя своим джазовым концертом в зале школы имени Столярского.
«ТРИ С» – это Скорик, Сильвестров, Станкович, три здравствующих классика украинской академической музыки, чьи фамилии удивительным образом начинаются с одной и той же буквы. Элегантное получилось название! В
месте с музыкой Евгения Станковича осенью будут исполняться произведения Дмитрия Шостаковича, а «компанию» шедеврам Валентина Сильвестрова весной 2017-го года составит музыка Франца Шуберта и Густава Малера. По замыслу Александра Пириева такая «подача» должна стать дополнительным подтверждением того, что мы являются неотъемлемой частью большого музыкального мира.
Правда, не всем живым классикам эта идея понравилась. Так, Валентин Сильвестров в недавнем интервью Ольге Кизловой для еженедельника «Зеркало недели» иронично комментирует факт проведения проекта: «Я знаю о нём, но мне это не нравится. Согласен, чтобы осталось два "С", а меня убрали. Я не буду в этом участвовать, мне не нравятся эти "братские могилы". Или пусть добавят "Р" — Левка Ревуцкого, и получится "СССР". Произойдет восстановление того, о чём мечтают в Кремле. Это всё типично советские дела — подобные фестивали».
Да ладно, это как раз европейская концепция, опять-таки элегантно сформулированная, а Лев Ревуцкий, при всём уважении, давно уже не с нами, живым классиком его с 1977 года никак не назовёшь. Будем надеяться, маэстро Сильвестров ещё изменит своё отношение к проекту. Ну разве может композитор быть против исполнения своей музыки?!
А Мирослав Михайлович не без юмора комментировал всё это в Одессе так: «Каждый может относиться к идее как угодно, в том числе иронично. Мне идея нравится. Правда, я бы с удовольствием избавился от двух других "С" и остался в проекте единственной буквой "С"! Надеюсь, вы понимаете, что я шучу, на самом деле я люблю своих коллег и рад быть именно с ними в одном проекте».
В первом отделении концерта прозвучал «Триптих» Мирослава Скорика на темы из известной киноленты Сергея Параджанова «Тени забытых предков» (на экране из кадров фильма была смонтирована красивая и печальная история любви героев), а также Дебюсси и Гершвин.
Во втором — «Болеро» Равеля, 19-й каприс из цикла «24 каприса» Никколо Паганини — Мирослава Скорика для симфонического оркестра. И наш оркестр, и дирижировавший, как обычно, без партитуры маэстро Хобарт Эрл, превзошли себя. Но наступил волнительный момент мировой премьеры Второго концерта для виолончели с оркестром — и в центре внимания оказался Александр Пириев и его инструмент, словно ставший голосом лирического героя произведения, задававший скорбные вопросы, на которые звучали ответы то гобоя, то фагота, то медных духовых, исполняющих не то погребальный, не то походный марш… Драматические переживания композитором ужасных событий, ставших реальностью в его стране – такое всегда случалось с классиками, никому не доставалось идеально спокойного и безбедного времени…
Надо сказать, Мирослав Скорик — единственный в Украине композитор, пишущий знаковые виолончельный концерты. За Концерт №1 он был удостоен Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко в 1987 году. Спустя почти 30 лет был написан Второй концерт для виолончели с оркестром, специально для Александра Пириева.
«За это время я написал много другой музыки», — отшучивался маэстро в ответ на вопрос, отчего так велик временной перерыв. Хотя дело, конечно, в личности солиста, для которого захотелось написать концерт.
А на бис, «на сладкое», конечно же, для публики исполнили знаковую «Мелодию» Скорика, известную во всём мире и написанную во времена, когда казалось, будто ужасы войны остались в прошлом, а впереди у страны только счастье, безбрежное, как эта музыка…
Автор: Марія Гудима
Колективи: Національний Одеський філармонійний оркестр
Виконавці: Йожеф Ермінь, Олександр Пірієв
Диригенти: Хобарт Ерл
Композитори:Мирослав Скорик
Концертна організація: Одеський Національний академічний театр опери та балету
Концертний зал: Концертний зал Одеського Національного академічного театру опери та балету
Конкурс (фестиваль): Міжнародний музичний фестиваль «Black Sea Music Fest»
Джерело: timer-odessa.net
|