|
Odessa Classics: созвездие виртуозов
25 червня 2016, субота
Поширити у Facebook
Еще на заре становления Одессы - в 1820 году - в нашем городе открылась первая фабрика фортепиано. Затем на Дерибасовской появился магазин музыкальных инструментов, предлагавший продукцию со всего мира. Одесситы всегда остро ощущали необходимость музыкальных гармоний!
Правда, сегодня похвастаться наличием музыкального инструмента в каждой третьей одесской семье, увы, нельзя. Но славные традиции беззаветной любви к музыке - живы. И вот уже второй год благодаря неутомимой энергии народного артиста Украины, замечательного пианиста Алексея Ботвинова в нашем городе проходит Международный фестиваль классической музыки Odessa Classics.
Фестиваль этот вызвал широкий резонанс не только в Одессе и Украине, но и за рубежом. По сути, он стал шагом к возрождению высоких музыкальных традиций нашего города, который не случайно называли одной из музыкальных столиц мира.
Девиз Odessa Classics: «Европейский фестиваль - для европейского города». И сегодня, когда понятие «звезда» порядком девальвировано навязчивой рекламой, свой столь обязывающий статус он блестяще подтвердил великолепным созвездием европейских музыкантов, собравшихся в Одессе на праздник высокого искусства. Здесь звучала музыка в исполнении музыкантов из разных стран Европы. И язык ее был понятен всем - ведь музыку не нужно переводить, ее нужно слушать и слышать.
Первым в этом блистательном созвездии стало выступление немецкого скрипача-виртуоза Линуса Рота, давно мечтавшего приехать в Одессу, прочтя в детстве книгу о Давиде Ойстрахе и Петре Столярском. На фестивале он выступил вместе с замечательным Бельгийским камерным оркестром. А играл молодой музыкант, имя которого широко известно в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки, на скрипке работы Антонио Страдивари Dancla 1703 года.
В его исполнении одесситы услышали «Времена года» Антонио Вивальди, бессмертный шедевр барочной музыки, ставший не только великолепным воплощением природы и мира, но и жизни человеческой, от весеннего ликования юности до последних радостей зимы.
- Большое удовольствие играть такую музыку - когда играешь, всегда можно что-то новое изобрести. В ней очень много свободы, а что может быть лучше в жизни, чем свобода, - убежден музыкант.
На драгоценной скрипке он играет уже 18 лет.
- Скрипка такого высокого уровня, что, как музыкант, ты никогда не дотянешься до него, - признался Линус Рот. - И самое большое вдохновение, какое может быть у тебя как у исполнителя - знать, что каждый звук, который ты представляешь у себя в голове, можешь воспроизвести на таком инструменте. Единственная граница - твоя фантазия.
И в его руках скрипка пела и плакала. И, казалось, взметнувши руки, летел за мелодией сам музыкант. Музыка ликовала пением птиц, журчала ручьем, взмывала ветром... В зале же царила чуткая тишина - благоговение и восторг перед Ее Величеством Музыкой. А затем, ошеломленный чудом, случившимся здесь и сейчас, зал, поднявшись, взорвался аплодисментами. И музыкант играл на бис. Поистине одесситы открыли для себя новую сверхъяркую звезду, впрочем, не сумевшую затмить прекрасных музыкантов Бельгийского камерного оркестра, порадовавших слушателей солнечной улыбкой Моцарта, пряной Испанией Хоакина Турина, звенящей роскошью гармоний румынского танца Белы Бартока.
Еще одну звезду Odessa Classics - виртуозную российскую пианистку Полину Осетинскую - с Одессой связывает судьбоносный концерт в Большом зале филармонии, когда, совсем юная, она в один вечер сыграла пятый концерт Бетховена и фортепианный концерт Шумана. После этого ею заинтересовались десятки зарубежных телекомпаний. Свою фестивальную программу Полина посвятила своим учителям. В первом отделении она исполнила сонату Моцарта № 12 фа мажор - торжество жизни с легчайшим оттенком грусти, романтически мятежное скерцо № 2 Шопена. Второе же - превратилось в единую музыкальную мистерию, импровизационную сюиту из музыки Шуберта, Вагнера и Листа, где слились воедино экстаз и нежность, трепет и трагизм. Музыка завораживала, погружала в иную реальность - бушующую реальность эмоций и чувств, созданную великими музыкантами. На бис пианистку вызывали четыре раза.
Грандиозным восклицательным знаком фестиваля стал великолепный open air, собравший более тысячи гостей. У Воронцовской колоннады звучала восхитительная музыка Вивальди, Пуччини и Верди, Кальмана и Астора Пьяццолы, Эннио Морриконе, Мишеля Леграна и Джона Уильямса. Блестящий концерт, в котором участвовали два камерных оркестра - Одесский и Бельгийский, признанные в Европе оперные певцы Ольга Микитенко и Александр Шульц, виртуозный пианист, основатель Odessa Classics Алексей Ботвинов, именитые дирижеры Игорь Шаврук и Майкл Гуттман, где зрителей буквально заворожили световая партитура и видеоинсталляции, транслируемые на белоснежную колоннаду, стал поистине феерическим зрелищем.
Погружением во вселенную Вагнера стал концерт Матиаса Герне - немецкого певца с мировым именем, признанного сегодня одним из лучших интерпретаторов музыки великого ниспровергателя музыкальных канонов, и симфонического оркестра Одесской филармонии под управлением заслуженного артиста Украины Игоря Шаврука. Поистине, выступление это стало звездным часом одесских музыкантов, продемонстрировавших высочайший уровень, после полуторачасовой репетиции безукоризненно и вдохновенно сыграв абсолютно незнакомую им сложнейшую музыку. Одесские меломаны смогли услышать увертюры к операм «Риенци» и «Тангейзер», легендарный «Полет валькирий» и вступление к опере «Лоэнгрин» - трепетное, хрустально-чистое, величавое. Сцена «Прощание Вотана и заклинание огня» из оперы «Валькирия» в исполнении оркестра и Матиаса Герне стала грандиозным музыкальным полотном, поражающим чистотой и кажущейся легкостью виртуозного исполнения. Оркестр великолепно сопровождал монолог певца.
Вокалист же неотъемлемо вписывался в его полифонию, становился еще одним его прекрасным инструментом. Потряс монолог короля Марка из «Тристана и Изольды». Голос мощный, прекрасный своей глубиной и множеством тончайших оттенков. Певец обладает даром мыслить музыкой, переживать ее так, что музыкой становится сама душа - где нежность, боль и неизбежность рока. Монолог же Голландца из оперы «Летучий голландец» рокотал морскими перекатами и громовыми раскатами.
Существует расхожее мнение, что музыка Вагнера трудна для восприятия. Господа, послушайте Матиаса Герне и симфонический оркестр Одесской филармонии под управлением Игоря Шаврука! И тогда, уверена, согласитесь с Людвигом ван Бетховеном в том, что «Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия».
Ну а на «десерт» - горячие эстонские парни из Hortus Musicus («Музыкального сада»), ансамбля средневековой музыки, возглавляемого блестящим скрипачом Андресом Мустоненом. Произведения, исполняемые музыкантами из Эстонии, не аутентичны - музыку, апробированную веками, они интерпретируют по-своему. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», - утверждал Редьярд Киплинг. Но в музыке возможно все. И свой концерт эстонские музыканты назвали «Восток встречается с Западом». В его первом отделении прозвучали интерпретации македонских, греческих, крымско-татарских народных мелодий, турецкого мугама, южноиндийской раги, сефардских религиозных песен - единые выражением поющей души народа. Во втором - прекрасная музыка итальянского и французского позднего Возрождения: произведения Монтеверди, Корелли, Фрескобальди. И здесь эстонские маэстро предстали подлинными виртуозами, по-современному переосмыслив прелестную старинную музыку в стиле, порой напоминающем джаз-рок, порой - зажигательный джем-сейшн.
Пять дней фестиваля пролетели мгновенно. Он стал настоящим праздником и для посетивших его семи с половиной тысяч восхищенных слушателей, и для музыкантов. И Линус Рот, и Матиас Герне, изменив напряженный концертный график, обещают приехать и на Odessa Classics-2017. Ждем с нетерпением!
Автор: Олександра Рибакова
Колективи: Камерний оркестр Одеської обласної філармонії
Диригенти: Ігор Шаврук
Діячі мистецтв: Олексій Ботвінов
Конкурс (фестиваль): Музичний фестиваль «ODESSA CLASSICS»
Джерело: Одесский вестник
|