Інтерв'ю |
|
|
|
|
Художественный руководитель Национальной оперетты Украины Богдан Струтинский рассказал о 79-м театральном сезоне
5 липня 2014, субота
Поширити у Facebook
Театральный сезон 2013-2014 для практически всех украинских театров весьма непростым.
Трагические и судьбоносные события в жизни страны не лучшим образом сказались на жизни и деятельности заведений искусства и культуры – концертных залов, музеев, галерей, библиотек и т.д.
Человек в состоянии угнетения и уныния не пойдет на последние деньги покупать билет в театр - это закономерно и понятно.
Богдан Дмитриевич, как бы вы охарактеризовали завершившийся сезон в Киевской оперетте?
Думаю, что мы порадовали и зрителей – как-никак, три новые премьеры – оперетта Ф. Эрве «Мадемуазель Нитуш», балет-феерия «Кармен-сюита» и мюзикл Александра Колкера «Труффальдино из Бергамо». А кроме этого, 10 концертов, каждый с которых включал премьерные номера, что говорит о постоянном поиске и развитии коллектива, а также II Международный музыкальный фестиваль «О’Fest-2014». Рад, что в этом театральном сезоне произошло наращивание контактов с иностранными партнерами, в частности с венграми. Надеюсь, что те проекты, которые мы запланировали, успешно реализуются.
О премьерах Национальной оперетты спорят. Например, многих удивила трактовка «Кармен», когда главная героиня в финале убивает обоих своих поклонников.
Я всегда оставляю право на эксперимент и собственное видение произведения творческой труппе театра. Да, неожиданный финал был задуман главным балетмейстером Национальной оперетты Украины Вадимом Прокопенко. Он увидел его именно так. И я не стал мешать или спорить. Считаю, что в этом сезоне наш коллектив получил много возможностей для творческой самореализации. Ведь все три постановки – разноплановые, сложные, но однозначно помогающие развитию коллектива.
А в финансовом плане?
С точки зрения администрирования также были положительные сдвиги. Например, нам вернули долг за Евро-2012 и мы рассчитались со строителями за реконструкцию театра. Счастлив этому, потому что проблема «висела» над головой. Мы сумели приобрести необходимое светотехническое оборудование для «Кармен-сюиты», обновили музыкальные инструменты для оркестра, открыли новую театральную кассу и сделали ремонт в ряде служебных помещений. И все это за счет собственных средств театра. Как бы ни было сложно, я не имею права обманывать артиста или музыканта. Я не могу сказать ему так, как мне часто говорят в кабинетах: «Финансирования нет, приходите завтра». Я – сталкер, а не Сусанин, и прекрасно понимаю, что постоянные ограничения коллектива – это путь застоя и стагнации.
Уже несколько месяцев как в Минкульте – новый министр и команда. Есть ли положительные сдвиги?
В целом настрой в Министерстве культуры куда более оптимистичный и положительный. Слышно много того, что хотелось бы слышать. Но, время идет, а меседжи остаются только меседжами, декларативный характер которых остался таким же, как и при старом руководстве. А ведь сегодня такое время, когда все нужно делать не просто быстро –молниеносно. Мы теряем бесценное время, оказываемся заложниками низко профессиональных чиновников, которые совершенно не понимают того, что искусство и культурный продукт невозможно вымерять в объеме или на килограммы. Искусство и культура не дают мгновенного результата, а вот потери из-за недостаточно внимательного отношения к ним – колоссальны. И теперь мы имеем несчастье видеть последствия такого отношения… Но сейчас в Министерство пришли прогрессивные люди и я очень верю, что у них получится конкретными делами и поступками изменить отношение к культуре в стане.
Есть ли среди постоянных зрителей Национальной оперетты украинские политики?
Расскажу случай. Как-то на одном из приемов, я пригласил известного политика, о имени которого умолчу, на спектакль. А в ответ услышал нечто невообразимое, дескать, у нас тут в Верховной Раде такая «оперетта»! После этого я сделал выводы, что не нужно никому навязываться, на какой социальной ступеньке человек бы не находился. Зритель должен «дорасти» до необходимости активно участвовать в культурной жизни общества, бывать в театрах, музеях. Наш театр посещают многие политики, те из них, кого я называю «политики с человеческим лицом».
А наши Президенты, которых уже пять, хотя бы раз посещали Национальную оперетту?
Виктор Янукович был один раз на новогоднем детском благотворительном спектакле и вручал детям подарки. Бывали и Виктор Ющенко, и Петр Порошенко. А с Екатериной Ющенко мы проводили благотворительные аукционы.
Пока что этот проект находится в зачаточном состоянии. Он должен продолжаться не 2 дня, а неделю. К нам должны приезжать не отдельные солисты, а труппы. Зритель должен увидеть целые спектакли, а не только гала-концерты. Этим фестивалем мы сделали огромную инвестицию, ведь к нам приехали артисты из 12 стран. Приехали даже те, кого активно отговаривали. И для того, чтобы это продолжалось, нужно наращивать обороты О’Festа из года в год. А ведь его так легко уничтожить, как в свое время «молодая команда» уничтожила «Київ травневий» – межународный театральный фестиваль, который имел своих сторонников и зрителей, набирал популярность.
31 мая–1 июня состоялся II Международный музыкальный фестиваль «О’Fest-2014», сложное мероприятие в организационном плане, требующее немалых финансовых вложений…
Пока что этот проект находится в зачаточном состоянии. Он должен продолжаться не 2 дня, а неделю. К нам должны приезжать не отдельные солисты, а труппы. Зритель должен увидеть целые спектакли, а не только гала-концерты. Этим фестивалем мы сделали огромную инвестицию, ведь к нам приехали артисты из 12 стран. Приехали даже те, кого активно отговаривали. И для того, чтобы это продолжалось, нужно наращивать обороты О’Festа из года в год. А ведь его так легко уничтожить, как в свое время «молодая команда» уничтожила «Київ травневий» – межународный театральный фестиваль, который имел своих сторонников и зрителей, набирал популярность.
Аналогичные фестивали в Европе собирают сотни тысяч зрителей. У нас такого можно добиться?
Как быстро это произойдет? Не думаю, что скоро. Ведь для того, чтобы к нам приезжали тысячи туристов необходимо развитие всей туристической инфраструктуры Киева. И потом, есть ли в Киеве некая «фишка», посмотреть на которую приезжают туристы со всего мира?
Те же памятники ЮНЕСКО…
Которые общественность с огромным трудом отстаивает у недобросовестных застройщиков? До сих пор сложно предположить, что будет с нашей святыней – Софийским собором! Совсем недавно я побывал с композитором Александром Колкером, который приехал на премьеру «Труффальдино из Бергамо», на Андреевском спуске и ужаснулся – во что его превратили! Сегодня этот уникальный уголок Киева потерял свою неповторимую ауру, дух… Впрочем, очень надеюсь, что новая власть услышит нас, и будет принимать делать все то, в чем Киев остро нуждается.
Концертна організація: Київський національний академічний театр оперети
Джерело: kievnews.glavcom.ua
|